Основы внешнеэкономической деятельности компании. Оценка экономического состояния страны, страница 12

Международный менеджмент

Менеджмент как наука начал складываться еще в конце XIX в.; первый, кто начал формулировать подходы и принципы менеджмента был Ф. Тейлор. В Европу и Японию научный менеджмент пришел из США после второй мировой войны, когда западноевропейские компании начали посылать группы специалистов - "продакшн стади группс" в США для изучения менеджмента. В России менеджмент как наука и предмет изучения начал распространяться только в годы перестройки. К концу XX столетия в мире сложилось два подхода в менеджменте. По-прежнему доминирует американский подход и отчетливо проявился японский подход, который сложился так же на восприятия американских принципов управления с учетом особенностей и традиций японской нации.

В результате Япония завоевала даже американский автомобильный рынок, значительно потеснив местных производителей. Широкое распространение на мировом рынке добились японские станкостроители.

Ниже  приводится сравнение американского  и японского подходов:

Американский подход

Специализация деятельности

Индивидуальное принятие решений

Индивидуальная ответственность

Ассоциированность

Человек – часть процесса

Привлечение специалистов со стороны

Закрепление рабочего места

Продвижение по результату

Доверие автоматически отсутствует

Отношение к другим безразличное

Соблюдение собственных интересов

Классовое сознание четко выражено

Статус неустойчивый

Личная ответственность определена инструкциями

В человеческих отношениях преобладает индивидуальность

Веры в компанию нет

Постоянный страх потерять работу

Импровизация в исполнении решений не допускается

Японский подход

Универсализация

Коллективное, групповое

Коллективная ответственность

Товарищество

Человек – главенствующий фактор

Постепенное обучение и повышение квалификации

Ротация по горизонтали

Продвижение по стажу

Автоматически присутствует

Отношение к другим уважительное

Личные интересы совпадают с интересами компании

Нет четкого деления на классы

"Все в одной лодке"

Не определена инструкциями

Очень тесные отношения

Вечная вера в компанию

Пожизненный наем

Допускается импровизация

Новым в управления в США является развитие личности работника, повышение творческого начала в труде, изменение мотивации, развитие производственной демократии, новое в компенсации за труд (платят за квалификацию, за качество), гарантия занятости (для высококвалифицированных специалистов), повышение целенаправленности и индикативного планирования, поиск сочетания последнего с механизмом рынка.

Япония по-прежнему много берет у американцев, но и развивает свои подходы: подбор персонала со студенческой скамьи, с рекомендацией профессора, справедливость, внимание к коллегам, свободный и более широкий обмен информацией, отказ от пожизненного кайма, переход от концентрации внимания с текущих проблем на стратегию развития, увеличение маневренности в использовании внешних ресурсов, дифференциация бизнеса, расширение фундаментальных исследований, сокращение численности управленческого персонала, переход к структурным изменениям, облегчающим реализацию нововведений, приоритетное внимание переходит к подразделениям НИОКР, переход в оценке работы по результату, а не по выслуге, особое внимание к американским подходам в тотальном обеспечении качества продукции (ТОС), развитие внутрифирменной подготовке кадров.

Можно говорить о различиях в управлении б США и России (СССР), Подготовка менеджеров в США насчитывает более 100 лет, в России началась с перестройкой. Российский (советский) руководитель в основном - организатор процесса, а американский - организатор людей. В России среди руководителей более высокий процент людей с высшим образованием, российские специалисты больше подготовлены теоретически, а американские - больше практически. В нашей стране руководитель имел (имеет) большую власть, но не имел свободы принятия решений. В США руководитель имеет свободу принятия решений в пределах его компетенции.