Международный менеджмент
Менеджмент как наука начал складываться еще в конце XIX в.; первый, кто начал формулировать подходы и принципы менеджмента был Ф. Тейлор. В Европу и Японию научный менеджмент пришел из США после второй мировой войны, когда западноевропейские компании начали посылать группы специалистов - "продакшн стади группс" в США для изучения менеджмента. В России менеджмент как наука и предмет изучения начал распространяться только в годы перестройки. К концу XX столетия в мире сложилось два подхода в менеджменте. По-прежнему доминирует американский подход и отчетливо проявился японский подход, который сложился так же на восприятия американских принципов управления с учетом особенностей и традиций японской нации.
В результате Япония завоевала даже американский автомобильный рынок, значительно потеснив местных производителей. Широкое распространение на мировом рынке добились японские станкостроители.
Ниже приводится сравнение американского и японского подходов:
Американский подход Специализация деятельности Индивидуальное принятие решений Индивидуальная ответственность Ассоциированность Человек – часть процесса Привлечение специалистов со стороны Закрепление рабочего места Продвижение по результату Доверие автоматически отсутствует Отношение к другим безразличное Соблюдение собственных интересов Классовое сознание четко выражено Статус неустойчивый Личная ответственность определена инструкциями В человеческих отношениях преобладает индивидуальность Веры в компанию нет Постоянный страх потерять работу Импровизация в исполнении решений не допускается |
Японский подходУниверсализация Коллективное, групповое Коллективная ответственность Товарищество Человек – главенствующий фактор Постепенное обучение и повышение квалификации Ротация по горизонтали Продвижение по стажу Автоматически присутствует Отношение к другим уважительное Личные интересы совпадают с интересами компании Нет четкого деления на классы "Все в одной лодке" Не определена инструкциями Очень тесные отношения Вечная вера в компанию Пожизненный наем Допускается импровизация |
Новым в управления в США является развитие личности работника, повышение творческого начала в труде, изменение мотивации, развитие производственной демократии, новое в компенсации за труд (платят за квалификацию, за качество), гарантия занятости (для высококвалифицированных специалистов), повышение целенаправленности и индикативного планирования, поиск сочетания последнего с механизмом рынка.
Япония по-прежнему много берет у американцев, но и развивает свои подходы: подбор персонала со студенческой скамьи, с рекомендацией профессора, справедливость, внимание к коллегам, свободный и более широкий обмен информацией, отказ от пожизненного кайма, переход от концентрации внимания с текущих проблем на стратегию развития, увеличение маневренности в использовании внешних ресурсов, дифференциация бизнеса, расширение фундаментальных исследований, сокращение численности управленческого персонала, переход к структурным изменениям, облегчающим реализацию нововведений, приоритетное внимание переходит к подразделениям НИОКР, переход в оценке работы по результату, а не по выслуге, особое внимание к американским подходам в тотальном обеспечении качества продукции (ТОС), развитие внутрифирменной подготовке кадров.
Можно говорить о различиях в управлении б США и России (СССР), Подготовка менеджеров в США насчитывает более 100 лет, в России началась с перестройкой. Российский (советский) руководитель в основном - организатор процесса, а американский - организатор людей. В России среди руководителей более высокий процент людей с высшим образованием, российские специалисты больше подготовлены теоретически, а американские - больше практически. В нашей стране руководитель имел (имеет) большую власть, но не имел свободы принятия решений. В США руководитель имеет свободу принятия решений в пределах его компетенции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.