Интенсивная терапия черепно-мозговой травмы у детей: Методические рекомендации, страница 13

3.  Максимально допустимые дозы.

4.  Смена антибиотиков, если нет клинического эффекта в течение 2 суток.

XII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования, посвященные механизмам патогенеза изменений при травме мозга, обоснованию методов интенсивной терапии далеко не полны. Как двадцать лет назад, так и в начале двадцать первого века, многие из предлагаемых клинических схем лечения недостаточно обоснованы или совсем не обоснованы. Применение большинства методов диагностики, мониторинга, лекарственных препаратов часто связано с «традициями», а по существу – с МОДОЙ.

В предлагаемом пособии отражен двадцатилетний опыт детского отделения реанимации и интенсивной терапии Новосибирской областной клинической больницы. В течение многих лет работы мы старались критически относиться к материалам журнальных публикаций, соотнося их со здравым смыслом, а с другой стороны, не упускали возможностей практически проверить выводы коллег, опубликованные в литературе.

В частности, на всероссийском съезде анестезиологов-реаниматологов в 2000г. Фазулин Б.Р. и соавторы доложили результаты своей работы по эффективности компонентов интенсивной терапии черепно-мозговой травмы у детей:

1.  НЕДОСТОВЕРНО влияют на результаты лечения: глюкокортикостероиды, церебролизин, актовегин, пирацетам, сермион, ингибиторы протеолиза, альбумин, плазма.

2.  ДОСТОВЕРНО ПОВЫШАЕТ ЛЕТАЛЬНОСТЬ выполнение спинномозговой пункции в первые сутки с момента травмы.

3.  ДОСТОВЕРНО УЛУЧШАЮТ ИСХОД: маннит, седация, оптимизация гемодинамики.

      К этому мы можем добавить, что достоверно улучшает исход черепно-мозговой травмы у детей РАННЕЕ НАЧАЛО ИВЛ и обеспечение адекватного ухода.      

      Самое же главное – то, что словами не опишешь (разве что появится новый Фрейд), это – «КУРАЖ», неверие в плохой исход того, что Вы делаете!

                                                                    РЕЦЕНЗИЯ

      Методические рекомендации «Интенсивная терапия черепно-мозговой травмы у детей» составлены главным детским реаниматологом Новосибирской области к.м.н. А.Н.Шмаковым и профессором кафедры анестезиологии и реаниматологии ФУВ НГМА, д.м.н.  В.Н.Кохно для врачей районных больниц. Актуальность работы определяется необходимостью раннего начала адекватной интенсивной терапии больных с черепно-мозговой травмой и, в то же время, отсутствием в районных больницах возможности точной объективной диагностики. Перед авторами стояла сложная задача: при максимальной стандартизации диагностики и алгоритма лечения приблизить к больным этап специализированной медицинской помощи. Эта задача, на мой взгляд, успешно решена.

      Методические рекомендации состоят из 12 разделов. Описан механизм травмы, даны сведения о возможностях компенсации внутричерепной гипертензии, особое внимание уделено патогенезу отека головного мозга с позиции реперфузионных повреждений. Приведены клинические варианты черепно-мозговой травмы, обсуждены критерии оценки уровней сознания и диагностики внутричерепной гипертензии. Очень важен разработанный авторами простой и эффективный алгоритм предтранспортной подготовки больных к эвакуации на этап специализированной помощи, который выделен в отдельный раздел.

      Программа интенсивной терапии черепно-мозговой травмы у детей является результатом 20-летнего опыта, строго обоснована, не содержит элементов полипрагмазии. В этой программе имеется удачное сочетание жесткой схематизации блоков программы с возможностью индивидуализации интенсивной терапии внутри каждого блока.

      Рекомендации выполнены в классическом стиле, написаны хорошим литературным языком, доступным даже неподготовленному врачу.

      Предлагаемые методические рекомендации актуальны, непротиворечивы и рекомендуются для использования врачам анестезиологам-реаниматологам больниц любого уровня, педиатрам и курсантам циклов усовершенствования по анестезиологии-реаниматологии и неотложной помощи.

Главный нейрохирург

Новосибирской области,

д.м.н., профессор                                                                                      Г.И.Окладников