Предмет римского частного права. Источники римского частного права. Защита нарушенных прав. Семейные правоотношения. Права на чужие вещи, страница 4

****** (с. 7) этому взаимодействию положение *********** было воспринято цивильным правом.

Цицерон писал: что отношения и права народов должны быть восприняты и цивильным правом. Городской претор проводил в жизнь принципы и институты права народов, тем самым способствовал слиянию цивильного права и права римских граждан, с поглощением последнего первым.

Различие между преторским и цивильным правом со временем утрачивало значение всё более, а после издания эдикта imperium Каракаллы (212 до н.э.) предоставлявшего римское гражданство всему свободному населению империи отпала необходимость в правовой системе права народов. Таким образом гражданскому праву в современном смысле в Риме соответствовала совокупность всех 3-х названных систем: цивильное право; право народов; преторское право. В качестве единого термина использовалось частное право – jus privates.

Тема № 2. Источники римского частного права.

1. Понятие и виды источников РЧП.

В юридической литературе различных народов по римскому частному праву выражение источник права употребляется в различных значениях:

1) Как источник содержания правовых норм (материальные условия развития общества);

2) Как источник познания права (юридический памятник – кодекс Юстиниана);

3) Как форма возникновения и образования форм права.

В данном смысле источники – это способы выражения и закрепления правовых норм.

Виды источников права перечислил юрист Гай в своих конституциях.

1. Законы – в республиканский период (постановления народного собрания); в **** (с.9) сенат-консульты (постановления сената). В период домината – императорские конституции.

2. Эдикты магистратов.

3. Деятельность юристов и юриспруденция.  

4. Обычное право.

2. Обычное право и закон.

В институциях Гая проводится различие между правом писанным и не писанным (jus scriptum и jus non scriptum).

Писаное право – это законы и другие нормативные акты, исходящие из органов власти и зафиксированные ими в определённой редакции.

Неписаное право – это нормы, складывающиеся в самой практике, если такие нормы не получили законодательной формы. Если защищаются государством, то эти нормы становится юридическими и составляют обычное право и охраняются государственной властью, которая придаёт им форму закона.

Обычное право – это совокупность неписаных правил поведения, которые сложились в древнем Риме в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированные государством. Самым древним памятником является законы 12-ти таблиц (5-ый век до н.э.). Это кодификация обычаев (451 г. до н.э.). Опубликование 12-ти таблиц государственной властью превратило этот сборник обычаев в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом Римского права.

С усилением законодательной деятельности государства обычай потерял своё значение, но не перестал быть источником права.

С установлением Римского мирового господства в новых условиях обычай стал выполнять новые задачи: отмена и преодоление явно устаревших норм цивильного права. Закон представлял собой писаное право. В республиканский период (1-ый в. до н.э.) все законы принимались только народным собранием и назывались legis. Для того, чтобы закон имел юридическую силу: 1. Обязательно магистрат должен был выработать письменный проект. 2. Народ должен был одобрить или отвергнуть в целом этот законопроект. 3. Закону нужна ратификация со стороны сената.

В республиканском Риме ограниченное значение получили специфические нормы правообразования: эдикты магистратов; деятельность юристов.

Важное значение имеют: 1. Поэтериев закон (4-ый в. до н.э.). Была отменена продажа в рабство и убийство должника. 2. Аквиниев закон (3-ий в. до н.э.). Была введена ответственность за повреждение чужих вещей.