Предмет римского частного права. Источники римского частного права. Защита нарушенных прав. Семейные правоотношения. Права на чужие вещи, страница 13

Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи. Эта власть включала право жизни и смерти, телесных наказаний, расторжения брака. Отец семейства обладал всем имуществом и распоряжался им по своему усмотрению. С течением времени власть домовладыки подверглась корректировке, что привело к определённой самостоятельности других членов семьи. В связи с этим агнатское родство было полностью вытеснено кровным – когнатским (в республиканский период). Инициатива в этом принадлежала претору, затем было продолжено в императорском законодательстве. Окончательно когнатское родство было установлено новеллами Юстиниана. В когнатском родстве различались линии и степени. Линия называлась прямой восходящей, если речь идёт о лицах, происходивших один от другого (внук, сын, отец) и прямой нисходящей от предков к потомку. Боковая линия объединяла лиц, имевшего общего предка (дядя и племянница). Степень родства в прямой и боковой линии определялась числом рождений м/у 2-мя родственниками на которое они отстают друг от друга (мать и сын – 1-ая степень, дядя и племянница – 3-я степень). Боковое родство могло быть полнородным (общий отец и мать и неполнородным). От родства отличалось свойство – отношение м/у супругом и кровным родственником другого супруга. Родственники супруга  в свойстве не состояли, и свойство прекращалось после расторжения брака.

2. Отцовская власть.

Самостоятельно лицо – отец, поэтому сын – подвластный. Хотя и обладал libertatis и civitetis и в области публичного права он стоял наряду с отцом и обладал всеми полными правами, но в семье он был полдностью подчинён отцовской власти. Следовательно, имущественная правоспособность для римского гражданина наступала на много позже политической и не зависела от возраста. Первоначально ни какие обстоятельства не освобождали сына и внука от власти владыки. Подвластное состояние прекращалось со смертью либо в связи с эмансипацией – лицо подвергалось мнимой 3-кратной продаже в рабство, после чего его отпускали на волю, при этом он терял право на наследство. Отцовская власть могла прекратиться смертью подвластного либо утраты свободы домовладыки. Были случаи лишения домовладки прав отцовской власти если возникали ситуации, когда он оставлял подвластных без помощи.

Позднее из-под отцовской власти освобождались лица, приобретшие некоторые почётные звания (консул или епископ). В более поздние периоды эмансипация могла совершаться другими путями: при Юстиниане эмансипация совершалась получением императорского рескрипта, заносившемся в протокол суда, заявления домовладыки перед курией и в присутствии 7-ми свидетелей и фактическим представлением в течении продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.            

Возникала отцовская власть с момента рождения ребёнка от родителей, состоящих в законном браке, и путём узаконивания и усыновления рождённых от брака от сожительницы и могла быть совершена следующими способами:

1.  Путём последующего вступления в брак родителей внебрачного ребёнка.

2.  Путём получения специального императорского рескрипта.

3.  Путём зачисления сына в чины служащих сената или курии, а дочери – путём выдачи замуж за члена этого сената.

Усыновление устанавливалось над посторонним для усыновителя лицом. Существовало 2 вида усыновления:

1. aragatio – усыновление лица, не находящегося под властью лица, путём получения императорского рескрипта.

2. adoptio – усыновление лица, находящегося под властью paterfamili, путём занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновленного с усыновителем в приступ самого усыновлённого.

Усыновитель должен быть старше усыновлённого на 18 лет.

В области имущественных отношений сын имел право совершать сделки, на всё полученное имущество шло в распоряжение отца. При этом домовладыка не становился обязанным по сделкам сына, кроме случаев причинения сыном вреда, следовательно существовала юридическая безответственность домовладыки, в связи с чем 3-е лица не склонны были вступать в сделки с подвластным.