Необходимо отметить, что Рим не знал термина гражданское право в выше указанном значении. В латинском языке слову гражданский соответствует слово – civilis, но jus civilis (право) в римском праве не соответствовало современному термину гражданское право. Римский термин имел ряд значений. Этим термином обозначалось исконное национальное древнеримское право, распространяющее своё действие исключительно на римских граждан – квиритов и именующееся квиритским.
Цивильное право, которое состояло из законов и сенат-консультов (постановления сенатов) представляло собой историческую (1-ую систему римского права).
В смысле других прав римских граждан цивильное право противоположно преторскому и магистратскому. Цивильное право представляло собой всю совокупность юридических норм, действующих в Римском государстве и выражающихся в его законах. Такое цивильное право противопоставлялось праву народов.
Рассматривая цивильное право, противопоставляемое преторскому, необходимо отметить, что его нормы соответствовали породившим их условиям патриархально-натурального хозяйства и не были приспособлены к развившемуся товарному обороту и всё более усложнявшимся отношениям. Новые не урегулированные цивильным правом ситуации были столь многочисленны, что единственно реальной возможностью найти им немедленное применение деятельностью народного собрания и сената при любой степени их активности представлялось неосуществимым. Требовалось решение, не имевшее аналогов в истории Рима и оно было найдено. В 367 году до н. э. Учреждаются должности 2-х магистратов – городского претора (правитель провинции) и курульного эдила (квестор).
Магистрат.
Деятельность магистратов была одним из видов реализации государственной власти от имени и во благо римского народа. Магистрат – частица римского народа, а не служащие или чиновники. Из этого вытекало и содержание власти магистратов. Они считались частицей суверенитета римского народа. Условно суверенитет не мог быть универсальным в отношении исполнения публичных прав, функций, т.е. магистраты могли различаться по уровню применения своих полномочий, по содержанию своей власти, но все не были специализированными, а обладали частицей государственной власти. Все магистраты были выборными и безвозмездными, их деятельность рассматривалась как почётная обязанность гражданина.
Городской претор.
Имел полномочия по судебным делам, субъектами которых были римские граждане. Претор был высшим должностным лицом после консула, но не подчинялся ему. Обладал правом imperium (высшим публичным и военным, дающим право устанавливать общественные правила поведения для большей эффективности исполнения своей должности, созывал народное собрание, представлял законопроекты, издавал эдикты и интердикты, имевшие обязательную силу.
Курульные эдилы.
Ведали гражданской юриспруденцией по торговым делам, осуществляли надзор за рынками. По мнению римского юриста Гая эдикты (указы) этих магистратов (городского претора, курульного эдила) имели особенно важное значение для формирования преторского права, так как преторские эдикты не отменяли формально нормы права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. 1) Эдикт издавался претором при вступлении в должность в качестве программы его деятельности и действовал до окончания его полномочий (1 год) – постоянный эдикт. 2) Эдикты для конкретного случая – т.к. вновь вступивший в должность претор сохранял нормы прежнего эдикта, соответствовавшие жизненным условиям, то со временем сложился определённый их массив, переходящий из эдикта в эдикт и в случаях необходимости претор дополнял эдикт новыми нормами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.