Проектирование плана и продольного профиля трассы новой железной дороги: Методическое пособие, страница 26

При малых λ и незначительном удельном весе участков напряженного хода, наоборот, желательно рассмотреть вариант уположения ограничивающего уклона с целью увеличения расчетной массы состава поезда и провозной способности железной дороги.

Строительная стоимость линии в значительной степени зависит от длины линии, а эксплуатационные расходы – от длины линии и суммы преодолеваемых высот. При примерном равенстве этих основных денежных показателей преимущество следует отдавать вариантам с меньшей длиной линии, с бо́льшим значением минимального и среднего радиуса кривых, с меньшей протяженностью кривых и вредных спусков.

5. План и продольный профиль трассы в пределах искусственных водопропускных сооружений

Искусственные водопропускные сооружения размещаются на пересечении водотока с железной дорогой. Различают водотоки постоянные (например, реки или ручьи) и периодические (последствия дождя или снеготаяния).

Водопропускные сооружения делятся на малые (трубы, мосты длиной до 25 м, лотки, фильтрующие насыпи, акведуки, дюкеры), средние (мосты длиной от 25 до 100 м), большие (мосты длиной от 100 до 1000 м) и внеклассные. Мосты более 25 м с безбалластной проезжей частью следует располагать на прямых участках пути и на уклонах до 4 ‰ включительно. Малые водопропускные сооружения, а также средние мосты с устройством пути на балласте разрешается проектировать на любых сочетаниях плана и продольного профиля, допускаемых нормами [1, 2] для перегонов. При проектировании подходов к средним, большим и внеклассным мостам кривые необходимо располагать вне границ разлива высоких вод.

Предельная максимальная высота насыпи для размещения железобетонных мостов с обсыпными устоями, бетонных и железобетонных труб – 20 м, для металлических гофрированных труб и железобетонных мостов эстакадного типа – 8 м.

Для сохранности мостов через постоянные водотоки, где судоходство отсутствует (рис. 5.1), отметка бровки насыпи Hmin должна быть не менее значений, полученных по формулам, м:

 и

, где      Ннаиб, Нрасч – отметка соответственно наибольшего и расчетного уровня высоких вод (УВВ), м [2,4,5,9];

а′, а – возвышение низа пролетных строений соответственно над наибольшим и расчетным уровнями высоких вод, м; для балочных мостов при глубине подпертой воды до 1 м а = 0,50 м и а′ = 0,25 м; при глубине более 1 м а = 0,75 м и а′ = 0,25 м.

Рис. 5.1. Наименьшая отметка бровки насыпи у моста

Для мостов через периодические водотоки:

 и

, где     Нл – отметка дна лога в месте расположения моста, м;

h′, h – глубина воды с учетом подпора соответственно при наибольшем и расчетном уровне (или расходе) воды, м, может быть определена по графикам водопропускной способности, приведенным в [9].

Сохранность мостов через судоходные реки обеспечивается соблюдением условия

, где     НРСГ – уровень расчетного судоходного горизонта [2,5,9];

hгаб – высота подмостового габарита, м, зависящая от класса реки.

Сохранность труб под поездной нагрузкой обеспечивается соблюдением минимальной конструктивной высоты насыпи, которая учитывает высоту трубы и необходимую толщину засыпки над трубой (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Минимальная высота насыпи в месте расположения трубы по конструктивным условиям

Тип труб

Минимальная высота насыпи по конструктивным условиям при отверстиях (диаметре или ширине) труб, м

1,0

1,25

1,5

2,0

2,5

3,0

4,0

5,0

6,0

Круглая железобетонная

1,42

1,69

1,96

2,48

Круглая металлическая гофрированная

2,07

2,57

Прямоугольная железобетонная

2,43

2,45

2,97

2,99

3,02

3,11

3,12

Прямоугольная бетонная

3,55

3,64

3,70

3,78

3,85