Проектирование плана и продольного профиля трассы новой железной дороги: Методическое пособие, страница 17



движения Российской Федерации, Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов и другим нормативным документам.

Предохранение проектируемой линии от размыва и затопления.

С целью предотвращения размыва и затопления подтопляемых участков проектируемой линии бровка земляного полотна должна возвышаться над наибольшим уровнем воды заданной вероятности превышения (с учетом ее подпора, ветрового нагона, высоты волны и наката волны на откос насыпи) не менее чем на 0,5 м. Подтопляемыми могут быть подходы к водопропускным сооружениям через водотоки в зоне их разлива, а также участки  железнодорожных линий, расположенные вдоль водотоков, озер, водохранилищ и морей.

Аналогичное требование предъявляется к возвышению бровки земляного полотна над отметкой наибольшего подпора воды на подходах к малым мостам и трубам. Наибольший уровень и подпор воды определяется исходя из вероятности его превышения: для подъездных путей категории IV – 1:50 или 2 %, для линий категории IV общей сети – 1:100 или 1 %, для остальных линий – 1:300 или 0,33 % [2]. С целью предупреждения затопления тоннелей положение бровки земляного полотна должно обеспечивать возвышение дна водоотводного лотка у портала тоннеля не менее чем на 1,0 м (с учетом возможных подпора воды, ветрового нагона и высоты волны) над наибольшим уровнем высоких вод, вероятность превышения которого 1:300 или 0,33 %.

По условиям безопасности и эксплуатационной надежности должен быть обеспечен отвод поверхностных и подземных вод от земляного полотна. Для этого при проектировании насыпей предусматривают резервы (если грунт полосы отвода пригоден для отсыпки земляного полотна) или водоотводные канавы, а при проектировании выемок устраивают нагорные канавы, забанкетные канавы (при наличии кавальеров) и кюветы. В неустойчивых грунтах вместо водоотводных канав и кюветов устраиваются железобетонные или иные лотки.

Продольные уклоны дна водоотводных сооружений и основной площадки земляного полотна тесно взаимосвязаны. При этом продольный уклон дна водоотводных, забанкетных и нагорных канав должен быть не менее 3 ‰, на болотах и речных поймах – не менее 2 ‰ и в исключительных случаях – не менее 1 ‰, а продольный уклон дна резервов кюветов и лотков – не менее 2 ‰.

Длина площадок в выемках с обычными грунтами должна быть не более 400 м. Предельная длина площадки в размере 400 м объясняется тем, что даже при двухскатном профиле, при глубине кювета в середине выемки всего 0,2 м, в ее начале и в конце глубина кюветов при уклоне дна 2 ‰ будет равна 0,6 м, то есть нормативной величине. Дальнейшее увеличение длины площадки в выемке привело бы к большим объемам земляных работ за счет углубления кюветов и более широкого раскрытия самой выемки. Поэтому в выемках с обычными грунтами длиной более 400 м на ее части, превышающей 400 м, или в пределах всей выемки рекомендуется проектировать односкатный или двухскатные уклоны крутизной не менее 2 ‰. Для обеспечения лучшего отвода воды в выемках с вечномерзлыми грунтами, продольный профиль трассы, а также продольный уклон дна водоотводных канав и кюветов или лотков проектируется с уклонами не менее 4 ‰.

На многопутных дорогах для отвода воды с основной площадки при глинистых грунтах следует предусматривать между вторым и третьим путями продольный дренаж или закрытый лоток с уклоном не менее 2 ‰, с поперечными выпусками в пониженных местах рельефа не реже чем через 500 м.

Обеспечение гарантий безопасности движения поездов по затяжным спускам. В соответствии с ПТЭ [3] спуск считается затяжным, если его протяженность не менее 8 км при уклонах 8÷10 ‰, не менее 6 км при 10÷14 ‰, не менее 5 км при 14÷17 ‰, не менее 4 км при 17÷20 ‰ и не менее 2 км при 20 ‰ и более. Согласно СТН Ц–01–95 [2] перед затяжными спусками, при соответствующем обосновании, следует проектировать участок пути с пологими уклонами длиной не менее 1,5 км для опробования тормозов в пути следования, особенно в зимнее время, когда возможно оледенение тормозных колодок. Этот участок следует проектировать в виде площадки или небольшого подъема по направлению движения в сторону затяжного спуска.