Проектирование плана и продольного профиля трассы новой железной дороги: Методическое пособие, страница 24

При поиске наилучших вариантов магистрального хода можно ориентировочно считать, что площадки раздельных пунктов имеют длину в среднем 1,5÷2,0 км и на однопутных линиях размещаются при тепловозной тяге на расстоянии 9–12 км, а при электрической – на расстоянии 12–15 км. Более точно размещать площадки раздельных пунктов следует с учетом объемов перевозок, величины руководящего уклона, типа локомотива, сложности  плана и продольного профиля трассы и других факторов (см. главу 6).

Положение участков напряженного хода уточняется с помощью «линии нулевых работ», то есть направления на карте или плане, следующего достаточно плавно от одной горизонтали к другой и вдоль которого уклон поверхности земли равен максимально допустимому уклону трассирования iтр.

Для нанесения «линии нулевых работ», в свою очередь, используется расчетное значение расстояния между соседними горизонталями (заложение) d, км, которое соответствует заданной величине руководящего уклона:

, где     ∆h – сечение горизонталей, м;

; iр – руководящий (или иной ограничивающий) уклон, ‰;

iэ(ср) – среднее покилометровое значение уклона, эквивалентного дополнительному сопротивлению от кривых, принимаемое равным 5 ‰.

Для прокладки «линии нулевых работ» по карте или плану в горизонталях удобно использовать циркуль-измеритель, раствор которого устанавливается равным d с учетом масштаба топографических материалов.

Наиболее характерные рекомендации по укладке «линии нулевых работ» предложены на рис. 4.4. На фрагменте рис. 4.4, а в варианте 2 после спрямления трассы фактическое расстояние между горизонталями окажется существенно меньше расчетного заложения d, что приведет к значительному превышению уклона местности над ограничивающим и большим объемам земляных работ. Пропуск одной из горизонталей на рис. 4.4, б в варианте 2 ведет к тем же самым последствиям, несмотря на возможное сокращение длины линии. При пересечении водотока по варианту 2 на рис. 4.4, в увеличивается длина линии, а с учетом спрямления трассы для вписывания кривых значительно большими окажутся и объемы земляных работ. Повторное пересечение в пределах расчетного заложения одной из соединяемых горизонталей, особенно при пересечении водотока (как, например, в варианте 1 на рис. 4.4, в), возможно, так как при незначительном увеличении объемов земляных работ такой вариант проектирования позволяет сократить длину линии, тем более что при сооружении водопропускной трубы или моста насыпь порядка 2–3 м просто необходима. На рис. 4.4, г направление 1 – правильное, так как предыдущее меньшее (по сравнению с расчетным) заложение сразу компенсируется большим, чем расчетное, последующим. Незначительное увеличение объемов земляных работ в результате такого приема часто перекрывается эффектом от сокращения длины железнодорожной линии.

При нанесении «линии нулевых работ» следует учитывать необходимость ее вынужденного спрямления для вписывания кривых достаточно больших разрешенных радиусов при соблюдении норм прямых вставок между ними.

а)

 

г)

 

в)

 

б)

 

Рис. 4.4. Примеры укладки «линии нулевых работ»:

◦——◦ – расчетное заложение d;

1 – правильный вариант; 2 – неправильный вариант

Возможные варианты магистрального хода приведены на рис. 4.5.

К последующей детальной проработке принимаются лишь наиболее конкурентоспособные варианты магистрального хода. На этом этапе задачей проектировщика является подбор такой комбинации прямых и кривых участков пути, при которой план трассы в наибольшей мере будет соответствовать выбранному положению магистрального хода.