Проектирование плана и продольного профиля трассы новой железной дороги: Методическое пособие, страница 2

1. Общие положения

Проекты новых железнодорожных линий, дополнительных главных путей, а также проекты по усилению или реконструкции существующих железных дорог выполняются в соответствии со СНиП 32–01–95 [1] и СТН Ц–01–95 [2].

В зависимости от назначения линий в общей сети железных дорог, характера и размеров перевозок все железные дороги по существующим нормам подразделяются на категории (табл. 1.1).

Расчетная годовая приведенная грузонапряженность устанавливается на основе экономических изысканий и технико-экономических обоснований.

Таблица 1.1

Категории железных дорог

Категория железных дорог

Назначение

железных дорог

Расчетная годовая приведенная грузонапряженность (нетто в грузовом направлении) на 10-й год эксплуатации (включительно), млн ткм/км

Скоростные

Железнодорожные магистральные линии для движения пассажирских поездов со скоростью св. 160 до 200 км/ч

Особо грузонапряженные

Железнодорожные магистральные линии для большого объема грузовых перевозок

Св. 50

I

Железнодорожные магистральные линии

Св. 30 до 50

II

То же

Св. 15 до 30

III

То же

Св. 8 до 15

IV

Железнодорожные линии

До 8

Внутристанционные соединительные и подъездные пути

Независимо от грузонапряженности

Примечания:

1. Приведенная грузонапряженность определяется с учетом числа и массы пассажирских поездов.

2.  Максимальная скорость движения пассажирских поездов предусматривается: на особо грузонапряженных линиях – до 120 км/ч (при соответствующем обосновании допускается до 160 км/ч), на линиях категорий I и II – до 160 км/ч, категории III – до 120 км/ч и категории IV – до 80 км/ч.

3. Подъездные и внутристанционные соединительные пути при максимальной скорости движения поездов св. 80 км/ч должны удовлетворять нормам железнодорожных линий категории III.

4. К внутристанционным соединительным путям относятся пути, ведущие к контейнерным площадкам, базам, сортировочным платформам, пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта подвижного состава и производства других технологических операций.

Основные параметры проектируемых железных дорог – ширина колеи, руководящий уклон, полезная длина приемоотправочных путей, число главных путей, вид тяги, схемы размещения раздельных пунктов и участков тягового обслуживания, электроснабжение электрифицируемых линий и размещение тяговых подстанций. Для высокоскоростных пассажирских магистралей основными техническими параметрами являются также максимальная скорость и минимальный радиус кривых.

При проектировании железных дорог следует:

-  учитывать новейшие достижения науки и техники;

-  предусматривать экономное расходование ресурсов;

-  ориентироваться на индустриальные методы строительства;

-  обеспечивать безопасность движения поездов и охрану труда;

-  предусматривать сооружение притрассовых автомобильных дорог для нужд строительства и эксплуатации;

-  соблюдать требования по защите природной среды и по охране памятников истории и культуры.

Трассирование железной дороги – это определение проектного положения ее трассы, за которую принимается пространственная ось железнодорожного пути в уровне бровки основной площадки земляного полотна. На двухпутных и многопутных линиях рассматривают, как правило, отдельно трассу каждого из путей. Трасса во многом определяет местоположение и стоимость всех сооружений и устройств железной дороги, а также ее эксплуатационные характеристики. Параметры и нормы проектирования трассы, так же как и все зависящие от нее сооружения и устройства, должны обеспечивать безопасность движения поездов установленной массы и длины с максимально допустимыми скоростями.