Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья. Политическая мысль Нового и Новейшего времени

Страницы работы

Содержание работы

Материалы

к лекции по теме № 2: «Генезис и эволюция зарубежных

 политических учений»

План лекции:

1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья.

2. Политическая мысль Нового и Новейшего времени.

Москва

Литература

1. Анталогия мировой политической мысли. В 5-ти т./Рук проекта Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1997.

2. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 4-е изд., перабот. и доп./Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма-Инфра, 2003.

3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 2-е изд./Под общ. ред. проф. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 2004.

4. История политических учений: Учебник для вузов/Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. – М.: Норма-Инфра, 2004.

5. История политических и правовых учений: Экзаменационные ответы. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004.

6. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростов наДону: Феникс, 2000.

7. Чанышев А.А. История политических учений: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005.

Введение

Процесс осмысления объективной действительности, берущий начало еще во времена глубокой древности,  привел, в ходе своего развития, к появлению системных знаний об окружающем человека мире. Эти знания стали источником ответов на многие вопросы о природе общества, закономерностях его развития, а часть из них оформилась в научные концепции и теории, объясняющие социальные явления, факты, события и позволяющие прогнозировать их дальнейшее развитие.

Особое место среди концепций и теорий общественного развития занимают научные наработки о политической сфере общества. Большой вклад в их формирование внесли зарубежные мыслители, взгляды которых на политическую действительность, от момента зарождения, прошли трудный и долгий эволюционный путь. В них синтезирован познавательный опыт многих поколений, основные направления, вехи и итоги исследований проблем политики, политических отношений, государства и власти. Идеи зарубежных ученых прошлого стали основой формирования многих воззрений и ориентаций на место и роль политики и политической власти в жизни общества, фактором развития политической теории и практики в наши дни.

1. Возникновение и становление политической мысли

в Древнем мире и в эпоху Средневековья

Генезис и эволюция политической мысли – неотъемлемая составляющая истории человеческого общества. В соответствии с принятой периодизацией истории мировой цивилизации, основными этапами формирования и развития зарубежной политической мысли являются: Древний мир, Средневековье (раннее Средневековье, период Возрождения и Реформации), Новое время, Новейшее время. Эти этапы определяют хронологический подход к изучению политической мысли, позволяют уяснить последовательность формирования и обогащения отдельных идей, теорий и концепций, выявить в них общее и особенное в различные эпохи развития политической науки. Наряду с этим, для более глубокого и всестороннего осмысления содержания политической мысли, целесообразно, использовать проблемно-теоретический подход. Он позволяет выделять социальные истоки отдельных политических теорий и концепций, рассматривать их в непосредственной связи с общественным развитием. Сочетание подходов обеспечивает цельное и системное восприятие процесса возникновения и развития политической мысли.

Политическая мысль Древнего мира зародилась в Египте, Месопотамии (Вавилония, Ассирия, Хеттское царство), Индии, Китае и других восточных цивилизациях. Преимущественно она базировалась на религиозно-мифологических представлениях людей о происхождении мира, об общественном устройстве и природе власти. Различные версии божественного происхождения власти нашли отражение в политико-религиозных документах, в древнеегипетском – «Поучение Птахотепа» (XXVIII век до н.э.), в древневавилонском – Законы Хаммурапи (XVIII век до н.э.), в религиозно-этическом учении народов Древней Персии.

В Древней Индии влияние мифов и религиозных воззрений на политическую мысль на протяжении многих веков было связано с доминирующим положением в обществе жрецов (брахманы) и их идеологии (брахманизм). Это прослеживается уже в первых сборниках священных текстов II тысячелетия до н.э., именуемых Ведами (с санскрита означает – знание). Среди них особый интерес представляют «Ригведа»и «Атхарваведа». Изложенные в них идеи получили свое развитие в IX-VI вв. до н.э. в священных текстах – Упанишадах. В них провозглашалось, что различные сословия (варны) – брахманы, кшатрии, вайшии, шудры, должны следовать божественно установленным законам, долгу, обычаю, правилам поведения. Примерно во II веке до н.э., идеология брахманизма, нашла свое ярко выраженное отражение в известном древнеиндийском памятнике политико-правовой мысли – «Законы Ману». В них воспроизводятся и защищаются положения Вед и Упанишад о делении общества на четыре неравные сословия, подчеркивается божественный статус царя, ведущая роль брахманов в управлении обществом, указывается на особую роль наказания в регулировании общественных отношений.

Похожие материалы

Информация о работе