Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья. Политическая мысль Нового и Новейшего времени, страница 6

Эпоха Возрождения и Реформации по своему социально-историческому смыслу, относящаяся к периоду позднего западноевропейского Средневековья – время ломки феодальных и возникновения раннекапиталистических отношений, критического пересмотра (в отдельных случаях отрицания) религиозных учений. В XIV-XVI вв. постепенно подрываются социально-экономические устои средневекового мира, формируются национальные рынки, в городах концентрируются значительные массы мобильного населения, независимого от крупных землевладельцев, развиваются наука и культура. После многовекового господства религиозного идеала в центр внимания был поставлен человек. Складывается мировоззрение гуманизма, концентрирующееся на нуждах, интересах и природе личности, освобождавшейся от пут средневекового общества. Осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви.

Особую роль в развитии политической мысли в эпоху Возрождения, сыграл выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли(1469-1527 гг.). Его величайший труд «Государь»содержит советы и наставления о том, как установить, сохранить и расширить государство, как завоевать и удержать политическую власть. Политика для Н. Макиавелли – совершенно самостоятельная область знания, исходящая из реальности, решительно освобожденная от божественных догм католической схоластики. Религиозным догматам он противопоставил в качестве основы политики природу и интересы человека. Мировую славу Н. Макиавелли принесла постановка им проблемы соотношения политики и морали. Его взгляды и подходы к решению этого вопроса получили название макиавеллизм. Его суть заключается в том, что государь обязан всегда, в интересах сохранения целостности и суверенитета государства, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, доказывая, при этом, что такое его поведение безупречно и добродетельно. Н. Макиавелли отбросил схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом, заложил основы политической науки, выступил против феодальной раздробленности, раскрыл взаимосвязь политики и форм государства с социальной борьбой, осудил политику папского престола и духовенства, сформулировал противоречивый, но вечный принцип – «в политике цель оправдывает средства». Его заслуги в развитии политической мысли имеют непреходящее историческое значение.

Возрождение стало временем появления нового течения политической мысли – утопического социализма, виднейшими идеологами которого были Томас Мор(1477/1478-1535 гг.) и Томмазо Кампанелла(1568-1639 гг.). В своих сочинениях (Т. Мор «Золотая книга, столь же полезная как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия»; Т. Кампанелла – «Город солнца») они резко критикуют феодализм и зарождающийся капитализм,  а частную собственность называют основным социальным злом и источником социальной несправедливости. Новое идеальное общество характеризуется ими как общество демократии и торжества свободы совести. Все важнейшие дела в государстве обсуждаются на собраниях, многие должности выборные, в том числе и правитель, а каждый гражданин свободен в выборе любой из религий. Ранние социалисты-утописты попытались выстроить общественно-политический идеал, несовершенный с точки зрения современных представлений о нем, но представляющий в эпоху Средневековья принципиально новый взгляд на возможный путь развития общества.

Движение реформации (которое принято делить на два направления: бюргерское и народное) открыто бросило вызов папству и его притязаниям на светскую власть. Яркими представителями бюргерского направления были Мартин Лютер(1483-1546 гг.) и Жан Кальвин(1509-1584 гг.). М. Лютер в своей теории государства пришел к выводу о необходимости разграничения светской и духовной властей. Светской власти он отводил экономику, политику, просвещение, культуру, а церковной – свободу совести, область веры, внутренний мир человека. Ж. Кальвин признавал только один безусловный авторитет – священное писание. По его мнению, Бог раз и навсегда выразил свою волю в Библии, а человечеству остается только согласовывать свою жизнь с буквой этого закона. Он объединяет церковь и государство в единое целое, подчиняя государство церкви. Из форм правления он не отвергал монархию, но все же отдавал предпочтение республике. Идейным наставником и политическим лидером народного направления был Томас Мюнцер(1490-1525 гг.). Он придал реформационному движению более радикальный характер. Реформацию он представлял как борьбу против всяких эксплуататорских порядков. Грядущий «рай земной» – это общество, в котором все общее, нет и быть не может никаких частных интересов.