Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья. Политическая мысль Нового и Новейшего времени, страница 4

В условиях острой борьбы плебеев с патрициями,  под влиянием политических взглядов Сократа, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности, развивались политические воззрения в Древнем Риме. В политической мысли Древнего Рима получили творческое развитие идеи древнегреческих мыслителей о политике, власти, государстве и праве. Среди наиболее известных древнеримских мыслителей были: Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.), Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), римские стоики – Луций Анней Сенека (3-65 гг.), Эпиктет (ок. 50- ок. 140 гг.), Марк Аврелий Антонин (121-180 гг.) и др. В их трудах содержится развернутая характеристика условий происхождения и сущности государства, выдвигаются и раскрываются черты трех основных форм государственного правления: царская власть, власть оптиматов и народная власть, которые представляют собой модификацию выдвинутых и обоснованных Платоном и Аристотелем форм государственного правления, динамика их эволюции и взаимоотношений.

В политическом учении древнего Рима господствовал культ права. Утверждалось, что естественное право, как высший истинный закон рождается самой природой, а не установлениями людей. В соответствии с ним принимаются государственные законы, по которым организуется политика, осуществляется государственное управление. Политические деятели должны быть мудрыми, сведущими в учениях о государстве, владеть основами права. В начале нашей эры в Римской империи зарождается христианство, во многом определившее дальнейшее развитие и направленность политической мысли. Оно возникло на почве глубокой неудовлетворенности людей состоянием общественных отношений и явилось источником идей о всеобщем равенстве и свободе. Главной проблемой христианства стал вопрос о соотношение светской и духовной властей, о характере власти и отношении к ней народа, когда церковь и папство представлялись верховной властью на земле. Правда, со временем, церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию.

Эпоха Древнего мира стала периодом зарождения политической мысли, оформления ее основных идей и доктрин, заложила предпосылки дальнейшего формирования и развития политической науки. Многие идеи и положения античной политической мысли были восприняты, использованы и развиты в Средние века. Наиболее яркими мыслителями эпохи Средневековья были Аврелий Августин (Блаженный) и Фома Аквинский (Аквинат).

Мировоззренческая позиция Аврелия Августина (354-430 гг.) основывалась на христианской мистике и мифологии: история человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану, известному Богу, а людям нет; сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное общество. Возникновение государства представлялось Августином как естественный эволюционный процесс, определяемый волей Бога. Обращаясь к формам государства, он повторяет традиционное деление их на правильные и неправильные. При этом форму государства он считает делом второстепенным, она должна быть если не хорошей то терпимой, когда уважают Бога и человека, соблюдают справедливость, верность заветам религии. Важный аспект учения Августина – отношение церкви к государству, духовной власти к светской. По его мнению, светская и духовная власти различны, каждая из них обладает суверенитетом, независимостью. В то же время, церковная власть – высшая, так как духовная сфера выше мирской. Они должны оказывать поддержку друг другу: государство – защищать церковь от ее врагов, а церковь – воспитывать паству в духе лояльности к государству.