Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья. Политическая мысль Нового и Новейшего времени, страница 8

Дж. Локк, исходя из представления о «естественном состоянии» общества, считал, что уже в догосударственном состоянии существовали права и свободы человека. В естественном состоянии все подчинено законам природы, которые сводятся к тому, что все равны и независимы, никто не смеет лишать другого жизни, свободы и имущества. Однако соблюдение этих законов невозможно, так как у каждого человека свои интересы, не все придерживаются определенных правил поведения, а судьей в любом деле является сам человек, который не беспристрастен и нередко несправедлив. Поэтому люди заключают общественный договор, по которому создается государство, призванное обеспечить законность и порядок, заменить неопределенность естественного права ясными законами и беспристрастными учреждениями. В отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк не считал необходимым полный отказ людей от естественных прав в пользу государства. Права на жизнь, свободу и частную собственность являются неотчуждаемыми. Организационный порядок государственной власти определялся им в теории разделения властей. Согласно этой теории в государстве существует три вида власти: законодательная (с правом издавать законы), исполнительная (наделенная правом проводить законы в жизнь) и федеративная (занимающаяся вопросами внешней политики). Законодательная власть является верховной. В учении Дж. Локка много внимания уделено формам государства, системе государственного правления, условиям и факторам его организации и функционирования.

Б. Спиноза (французский философ-материалист) вошел в историю политической мысли как создатель концепции демократии, основатель теории демократического преобразования общества. Демократию он рассматривал как свободу на сохранение и преумножение частной собственности, признание идеи общественного договора. Он связывал ее с разумом, с рациональностью государственных законов, с подчинением, как осознанной необходимостью поведения людей.

Большой вклад в развитие политической мысли в Европе в XVIII в. внесли представители французского Просвещения Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.),  Франсуа Вольтер (1694-1778 гг.), Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). Главной темой политико-правовой теории Монтескье была политическая свобода, основанная на справедливых законах и надлежащей организации государственности. При этом он указывает, что политическая свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется, а «…делать все, что дозволено законами». Обоснование идеала политической свободы мыслитель связывает с рассмотрением форм государства: республиканской (демократия и аристократия), монархической и деспотической. Республиканская и монархическая формы государства при определенных условиях обеспечивают такое политическое управление, при котором возможна политическая свобода, исключается злоупотребление властью. Для обеспечения законности и свободы, как в республике, так и в монархии, должно существовать  разделение властей.  Монтескье выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Помимо разграничения их компетенции предполагается предоставление этим властям специальных полномочий, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга. Это был большой шаг вперед по сравнению с учением Дж. Локка.

Французский писатель и философ Ф. Вольтер вошел в историю общественной мысли, как обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия. Критика догматических постулатов католической церкви и феодальных порядков осуществлял им с позиций рационализма. Он считал, что на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы. Политическую организацию будущего общества разума он видел в неуклонном соблюдении законности и либеральных методов осуществления власти. Предпочтение он отдавал республиканской форме правления.