Вершиной развития политической мысли Средневековья является учение крупнейшего католического мыслителя, философа и богослова Фомы Аквинского (1225/1226-1274 гг.). Его учение является своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии, основу которого составляют схоластика и идея божественного создания мира. Государство Ф. Аквинский рассматривает как часть универсального мира созданного богом. Он утверждал, что создание государства – результат естественной склонности людей к общественной жизни, своего рода их инстинкт, который предопределен волей божьей и опосредован разумом человека. Цель государства – общее благо. По вопросу о форме государства он почти во всем повторяет Аристотеля. Предпочтение отдает монархии, которая напоминает ему власть Бога. Однако идеальный государственный строй Ф. Аквинский, как Аристотель и Цицерон, видел в смешанной форме правления, объединяющей достоинства монархии, аристократии и демократии. Обращаясь к проблеме соотношения церкви и государства Ф. Аквинский придерживался представлений, ставших к тому времени для папства традиционными (верховенство духовной власти над светской), но выражал их в умеренных формах. Он определил систему идеологического обоснования могущества церкви. В 1879 г. глава католической церкви Лев XIII объявил учение Фомы Аквинского «единственно истинной философией католицизма».
А. Августин и Ф. Аквинский являются последовательно богословскими учеными западноевропейского Средневековья, истинными приверженцами и защитниками христианских догматов римско-католической церкви. Одновременно в политической мысли зарождаются и развиваются идеи и взгляды, противоречащие официальному политическому учению, теоретически протестующие против претензий католической церкви на светскую власть. Одним из первых, кто резко критиковал политические и теологические теории, их положения о соотношении церкви и государства был Марсилий Подуанский (ок. 1275- ок. 1343 гг.). Он отстаивал очень смелый по тем временам тезис о том, что источник всякой власти (светской и духовной) – народ, к которому он относил лишь достойную его часть – военных, священников и чиновников. М. Подуанский стал проводить разделение между законодательными и исполнительными властями государства, выдвинул идею выборности как принципа конструирования государственных учреждений и подбора должностных лиц государства. Идею самостоятельности светской власти отстаивал и известный английский философ В. Оккам (1300-1350 гг.). Он считал, что в земных делах власть должна быть у государства, а в духовных – у церкви. Целью государства является общее благо, охраняемое законами.
Антитеологическими в эпоху Средневековья по своей сути были и ереси (греч. – учение), в которых критиковалась официальная религиозная идеология и ее постулаты. Среди их множества выделялись два самостоятельных течения: бюргерская и крестьянско-плебейская ереси. Главными идеологами бюргерской ереси был доктор богословия, профессор Оксфордского университета англичанин Джон Уиклиф(1324-1384 гг.) и его последователь чешский теолог Ян Гус (1371-1415 гг.). В бюргерских ересях оспаривался принцип непогрешимости папской власти, осуждалось вмешательство церковных кругов в дела государства. Плебейские ереси разрабатывали в Англии странствующие священники – лолларды(англ. – бормотать), а в Чехии – табориты,во главе с Яном Жижкой. В них пропагандировались уравнительные лозунги, выдвигались требования передачи земли крестьянским общинам, отмены исключительных прав дворянства, феодальных повинностей. В ряде стран Западной и Центральной Европы часть бюргерских еретических идей дополнила духовный арсенал общественно-политических движений эпохи Возрождения и Реформации, а наследие плебейских ересей отчасти вошло в идеологию революционных масс, участвовавших в ранних буржуазных революциях XVI-XVII вв. (Германия, Голландия, Англия).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.