Особая роль в формировании и развитии мировых политических учений принадлежит мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. Их политические идеи и положения по своему содержанию были менее подвержены влиянию религиозно-мифологического мировоззрения, базировались на эмпирико-научном подходе к исследованию проблем государства, политики, права и власти.
Рационализация и подъем древнегреческой политической мысли совпали с расцветом в VIII-IV вв. до н.э. философской науки, культуры, литературы и изобразительного искусства, с формированием и эффективным функционированием государственности. В этот период значительный вклад в разработку политической мысли внесли величайшие мыслители античной Греции Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
Творческое наследие Платона содержит крайне важные для понимания политических процессов, суждения и выводы, которые изложены в диалогах «Государство», «Законы», «Политик» и ряде других его произведений.
Он одним из первых предпринял попытку характеристики государственного устройства по степени его эффективности и справедливости. По этому основанию Платон выделил шесть типов государства: аристократия, теократия, демократия, олигархия, тирания, «законная монархия». В его трудах дана развернутая характеристика идеального государства, своеобразной нормативной модели, гарантирующей эффективное политической правление на принципах справедливости, равноправия и морали. Платон считал идеальное государство самой совершенной формой правления, выше всех остальных настолько, «насколько Бог выше человека». Оно, по Платону, возникает на основе сотрудничества и разделения труда между его членами для удовлетворения общественных потребностей. Структурно, такое государство, состоит из трех наследственных и замкнутых сословий: правителей, воинов и производителей. Все стороны жизнедеятельности человека здесь регламентируются с помощью законов. Политической формой идеального государства Платон считал аристократическую республику, где господствующие верхи различными методами правят населением, осуществляют тотальный контроль над общественной жизнью, сочетающийся с обеспечением всех граждан умеренным достатком. Особое внимание заслуживают рассуждения Платона о политике и правителях. По его оценке, политика – это царское искусство, требующее знаний и умений управлять людьми. Он предупреждал, что некомпетентный правитель не может эффективно выполнять свою роль.
Аристотельвошел в историю не просто как последователь Платона, а как великий мыслитель, в чем-то даже превзошедший своего учителя. Его политические взгляды нашли наиболее полное выражение в работах «Политика», «Афинская полития», «Этика» и других. Главное средство познания Аристотеля не откровение, а опыт, рациональный анализ и обобщение эмпирического материала. Известна его крылатая фраза: «Платон мне друг, но больший друг – истина». Именно он по существу впервые предпринял попытку разработки политической науки как самостоятельной отрасли знаний. Аристотельвводит в оборот и дает токование таким понятиям как «политика», «политическое искусство», «политическое право» и др., определяет объект политической науки – власть, политика государства. Основное внимание в своей теоретической деятельности он уделяет разработке теории государства, как института власти, анализу и осмыслению политического правления, как отношениям между управляющими и управляемыми. Происхождение государства объясняется им естественным развитием общества, природой человека как «политического существа, стремящегося к совместному жительству и общению». Аристотель анализирует функции государства и его предназначение. Характеризуя тех, кто осуществляет власть и соответствие государственной политики нравственным принципам, он выделял три неправильные и три правильные формы правления. Неправильные формы правления – это те, при которых правители заботятся исключительно о собственном благе: тирания, олигархия, демократия. Правильные формы: аристократия, монархия и полития. Политию, он считал наилучшей формой правления, так как она объединяет наиболее эффективные принципы всех форм правления, обеспечивает единство интересов зажиточных граждан и неимущих. Он пошел дальше своих предшественников в разработке проблем политики. Политика определялась им как наука о высшем благе человека и государства. Цель политики – счастье и благосостояние человека и полиса. Аристотель рассматривал политическую деятельность и ее принципы через призму этики и справедливости, а полис (государство) – как субъект политики, высшую форму объединения и общения свободных и равных людей, связанных единством власти и территории.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.