Теоретическое обоснование способности власти осуществлять и защищать общегосударственные интересы, предпринял выдающийся французский мыслитель Жан Боден (1530-1596 гг.). Свои взгляды на государство, пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены в его главном труде «Шесть книг о республике» (1576 г.). Ж. Боден, в контексте своего времени убедительно доказывал необходимость государственного суверенитета, очерчивал пределы деятельности государственной власти и возвышал достоинство права. Он, также как и Н. Макиавелли, четко отделял политику от религии и морали. «Государство, - писал он, есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении» В его понимании суверенитет государственной власти означал высшую, неограниченную, нераздельную власть, независящую ни от папы, ни от империи, ни от внутрисословной борьбы.
Историческая значимость процесса зарождения и развития политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья заключается в том, что философско-религиозные и политические идеи, взгляды и суждения этих периодов подготовили духовную, нравственную и правовую почву для первых буржуазных революций в Западной Европе, коренных общественно-политических преобразований во многих странах мира. Политические учения Древнего мира и Средневековья получили свое дальнейшее развитие и углубление в Новое и Новейшее время, стали основой выдвижения и обоснования современных политических концепций и доктрин.
2. Политическая мысль Нового и Новейшего времени
Начало зарубежного Нового времени (XVII в.) связано с секуляризацией общественных отношений, первыми буржуазными революциями в Европе и радикальными изменениями в социально-политической жизни многих стран мира. Они обусловили развитие наиболее прогрессивных политических идей прошлого и формирование новых мировоззренческих представлений о судьбах человека и общества, о политике и власти. В трудах Гуго Гроция (1583-1645 гг.), Томаса Гоббса (1588-1679 гг.), Джона Локка (1632-1704 гг.), Бенедиктина Спинозы (1632-1677 гг.) и др. получили оформление теория естественных прав человека и концепция общественного договора. Главная идея теории естественных прав человека заключалась в том, что все люди от рождения равны в своих правах, являются свободными в убеждениях и действиях, в обладании и распоряжении принадлежащей им собственностью, имеют право на гарантированную защиту от всяких проявлений произвола и т.д. Эта идея была развита в концепции общественного договора, благодаря которой радикально изменился господствовавший прежде взгляд на природу и характер государства, роль публичной власти в обществе.
Теория естественных прав человека и концепция общественного договора стали основой выдвижения и обоснования новых политических идей. Так, в развитие ранее сложившихся представлений о государстве, Г. Гроций выдвинул идею о том, что у людей существовавших в «естественном состоянии» не было государства и частной собственности. Лишь убедившись на собственном опыте в безысходности борьбы с насилием, они добровольно объединяются в государство. Эта идея, по-своему трактовалась Т. Гоббсом, который характеризовал естественное состояние как состояние, где нет власти держащей людей в страхе, состояние «войны всех против всех». Люди полностью отказываются от естественных прав и передают их государству, власть которого признается ими суверенной и абсолютной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.