Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья. Политическая мысль Нового и Новейшего времени, страница 10

Либерализм (от лат. liberalis – свободный, независимый) – ведущее направление западной политической мысли, особенно первой половины XIX века. Его «корни» в трудах крупных мыслителей XVII-XVIII веков таких, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Ф. Вольтер, А. Смит и других, которые выражали интересы зарождающейся в западной Европе буржуазии, являлись ее идеологами в борьбе за государственную власть. В классическом либерализме воплотились их идеи: об абсолютной ценности человеческой личности; о неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и собственность; о договорном характере отношений государства и индивида; об ограничении объема и сфер деятельности государства; о верховенстве закона и разделении властей; о рационализме и вере в прогресс и др. Мировоззренческие, политические и экономические идеи и принципы либерализма в XIX веке получили развитие в работах Иеремия Бентама (1748-1832 гг.), Бенжамена Констана (1767-1830 гг.), Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835 гг.), Алексиса де Токвиля (1805-1859 гг.) Джона Стюарта Милля (1806-1873 гг.), Герберта Спенсера (1820-1903 гг.) и других ученых. Ими, главным образом,  разрабатывались принципы гражданской свободы и демократии, раскрывались и обосновывались место и роль государства в системе общественных отношений.

В XIX в. кроме либерализма, широкое распространение, как политическая идеология, получает консерватизм (от фр. сonservatisme и лат. conservo – охранять, сохранять). В отличие от либерализма консерватизм не имел устойчивого идейного ядра и принимал разные формы в разные исторические периоды. Идейные основы его были разработаны еще в XVIII веке. Основоположник идеологии консерватизма Эдмунд Берк (1729-1797), считал, что основными его принципами являются: ограниченность сферы человеческого разума в познании и преобразовании мира созданного божественной волей, что предполагает существование высшего морального закона, которым должен руководствоваться человек в своих действиях; греховная природа человека, требующая обуздания его страстей; естественное неравенство людей, обусловливающее разделение общества на классы и группы; уважение истории и традиций прошлого и др.

Свое развитие идеология консерватизма получила в трудах Ж. де Местера (1753-1821 гг.), Л. де Боланда (1754-1840 гг.), Ф.Р. де Шатобриана, Т. Карлейлья, Людвига фон Галлера (1768-1854 гг.), Адама Мюллера (1779-1829 гг.) и др. Классический консерватизм ориентировался на: сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, моральных ценностях; скептическое отношение ко всякого рода нововведениям; приоритетную роль государства как единственного проводника народной воли и защитника интересов общества; неверие в возможность достижения социального равенства людей; придание частной собственности роли единственного гаранта личной свободы человека. Идеология консерватизма выступала как антипод либерализма. Консерватизм XIX века не только отрицал теоретические положения либерализма, но и резко критиковал политическую практику буржуазного общества и государства. При этом критика велась с позиций феодальной аристократии, роль которой и политического ценности старого общества идеализировались, что свидетельствовало о реакционном характере консервативной идеологии этого периода.

В первые десятилетия XIX в., наряду с либерализмом и консерватизмом, окончательно оформляются в самостоятельную политическую идеологию социалистические идеи и взгляды. Представители критического утопического социализма Анри де Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.), Роберт Оуэн (1771-1858 гг.) и другие, подвергли резкой критике капиталистические порядки, разработали проекты будущего общества, реализация которых, по их мнению, поможет избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечит каждому индивиду достойное существование. Идеальное общество они представляли как результат исторического и нравственного прогресса, воплощения на практике достижений науки и техники. В таком обществе достигается социальное равенство людей в том смысле, что все будут трудиться, а привилегии будут уничтожены. Задача государства будет заключаться в организации производств в интересах большинства человечества, а его власть будет насколько возможно ограничена. Власть должна принадлежать классу промышленников, которые, составляя большинство населения, выдвигают из своей среды людей способных к управлению в интересах народа и созданию благополучия для всех. Социалисты-утописты были противники революции как формы перехода к новому общественно-политическому устройству. Они считали, что такой переход может быть достигнут пропагандой новых идей, основанных на использовании христианских духовных ценностей, апелляцией к разуму и добродетели, убеждением в необходимости следовать законам общественного развития и прогресса.