Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья. Политическая мысль Нового и Новейшего времени, страница 2

В VI в. до н.э. с критикой брахманистской идеологии выступил Сиддхартха, прозванный Буддой. Он отвергал мысль о боге, как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона и власти. Будда и его последователи подвергли критике, как саму систему варн, так и принцип их неравенства. Главными идеями буддизма были: равенство между людьми (но не в социальной, а в духовной, религиозной сферах); призыв не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов; необходимость прочной власти, охраняющей моральные устои общества; потребность в формировании крупных государств. Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве, имел место и в известном трактате Древней Индии «Артхашастра» (IV-III вв. до н.э.) автором которого считается Каутилья (Чанакья), влиятельный советник и министр Чандрагупты I. Согласно индийской традиции «Артхашастра» –наука о приобретении и сохранении власти. Главная идея трактата заключалась в том, что общество существует ради блага всех живых существ, а полезность практических политических действий – главный критерий власти, ведущий принцип ее организации. В III веке до н.э. буддизм был признан в Индии государственной религией.

Воля Неба признавалась в качестве высшего, определяющего начала общественной жизни и в политической мысли Древнего Китая. При этом многие проблемы человека и общества, организации государства и власти, трактовались китайскими мыслителями с позиций рационализма, в значительной мере были освобождены от традиционно-теологических постулатов. Наиболее влиятельными течениями древнекитайской политической мысли считаются: даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. Основателем даосизма является Лао-цзы(VI в. до н.э.). Идеал даосизма – воздержание от активной жизни, отказ от дальнейшего совершенствования общества и государства, возврат к естественности, отшельничеству, уход от достижений цивилизации. Лао-цзы призывал к децентрализации власти, низведению государства до уровня деревни, а людям предлагал замкнуться в себе, не интересоваться делами государства и общества.

Особую роль в истории политической мысли Китая сыграло учение Конфуция(551-479 гг. до н.э.), основные положения которого изложены учениками философа в сборнике «Лунь юй». Политические взгляды Конфуция заключались в следующем: люди управляющие обществом должны быть совершенными; государство – это большая семья, где царь – отец, заботящийся о благе семьи; социальный статус человека определяется в соответствии с его качествами и поступками; основа стабильности общества – четкая организация и формализация общественной деятельности; управление должно опираться на добродетель, а не на наказание; следование ритуалу, обычаю позволяет избежать насилия и конфликтов. Конфуцианство во II веке до н.э. было признано в Китае официальной идеологией и стало выполнять роль государственной религии.

Идеологом важнейшего течения политической мысли Древнего Китая моизма был Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.). Он выдвинул и развил идею естественного равенства людей, выступил с обоснованием договорной концепции государства. Моизму присуща идея о единой для всех справедливости и единой законодательной власти. Важное место в его учении занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.

Положения легизма, как течения древнекитайской политической мысли, разработал Шан-Ян (390-338 гг. до н.э.) в своем трактате «Шан дзюнь шу» (Книга правителя области Шан). Основная идея легизма заключалась в том, что государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и в действиях. При этом подчеркивалась необходимость укрепления чиновничьего и карательного аппаратов, введения жестких норм и законов, регулирующих функционирование всех сфер жизни, обязательных для выполнения всеми и обеспеченных наказанием.