Подготовка строительства склада ГСМ под обеспечение производственной программы разреза «Кокуйский», установленной техническим заданием в объеме добычи и отгрузки каменного угля за период навигации 300 тыс. т/год, страница 18

Организация безопасной работы на складе ГСМ основана на знании опасных свойств нефтепродуктов; на исключении контакта работающих с этими веществами и на проведении комплекса мероприятий, предотвращаю-щих отравления, пожары, загорания и взрывы. [13]

 5.1  Безопасность и экологичность проекта

Нефтебазы, склады горюче-смазочных материалов являются сложными многофункциональными системами с объектами различного производственного назначения, обеспечивающими хранение, прием и отпуск нефтепродуктов, многие из которых токсичны, имеют низкую температуру испарения, способны электризоваться, пожаровзрывоопасны. В связи с этим работники подвержены воздействию следующих физических и химических опасных и вредных производственных факторов: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, нефтепродуктов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенная или пониженная влажность воздуха; повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; электромагнитные поля; излучения в области низких и сверхнизких частот; повышенный уровень статического электричества; недостаточная освещенность рабочей зоны; расположение рабочего места на значительной высоте (глубине) относительно поверхности земли.

Основным опасным и вредным химическим фактором является токсичность многих нефтепродуктов и их паров. Приводим свойства и действие нефтепродуктов и их паров.

Бензин относится к ЛВЖ и представляет собой прозрачный летучий нефтепродукт с характерным запахом. Скорость распространения пламени по поверхности зеркала бензина при обычных условиях составляет 10–15 м/с. Класс опасности – 4, ПДК в рабочей зоне – 100 мг/м3. [31]

Человек с нормальным обонянием ощущает запах паров бензина при концентрациях их в воздухе около 400 мг/м3. Легкое отравление парами бензина может наступить после 5–10 мин пребывания человека в атмосфере с концентрацией паров бензина в пределах 900–3612 мг/м3. При этом появляются головная боль, головокружение, сердцебиение, слабость, психическое возбуждение, беспричинная вялость, легкие подергивания мышц, дрожание рук, мышечные судороги. При непродолжительном вдыхании воздуха с концентрацией паров бензина 5000–10000 мг/м3 уже через несколько минут появляются головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистых оболочек носа, глаз. Кроме того, первыми признаками острого отравления парами бензина являются понижение температуры тела, замедление пульса и другие симптомы. При концентрации паров бензина в воздухе свыше 2,2 % (30 г м3) после 10–12 вдохов человек отравляется, теряет сознание; свыше 3 % (40 г/м3) происходит молниеносное отравление (2–3 вдоха) – быстрая потеря сознания и смерть.

С повышением температуры окружающего воздуха сила токсического воздействия бензина резко повышается. При воздействии на кожу бензин обезжиривает ее и может вызвать кожные заболевания - дерматиты и экземы. Бензин не накапливается в организме, но ядовитые вещества, растворенные в нем (тетраэтилсвинец), остаются в организме.

При отравлении бензином через рот у пострадавшего появляются жжение во рту и пищеводе, жидкий стул, иногда боли в области печени.

Если бензин попадает в дыхательные пути, через 2–8 ч развивается бензиновое воспаление легких (боли в боку, кашель с выделением бурой мокроты, повышение температуры тела, запах бензина изо рта).

При отравлении парами дизельного топлива наблюдаются те же признаки, что и при отравлении парами бензина. Частое и длительное воздействие дизельного топлива раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

Керосин в отличие от бензина в обычных условиях обладает незначительной испаряемостью, в воздухе не создается концентрации, вызывающей отравление. Однако при повышении температуры испарение его увеличивается и могут создаться условия, при которых концентрация паров превзойдет ПДК. [31]