Заболеваемость детей раннего возраста в зависимости от условий их воспитания. Влияние здоровья родителей на здоровье детей в семье, страница 14

При анализе учебных аспектов медико-социальной оценки здоровья семьи наиболее важным представляется понимание роли, места и объема программы медико-социальной характеристики семьи в учебных планах подготовки медицинского персонала различных категорий.

По нашим оценкам даже в странах с относительно развитой семейной медициной семья не занимает соответствующего места в учебных программах. В зависимости от учебных целей программа медико-социальной характеристики семьи должна быть представлена соответственно в подготовке семейного врача, врача общей практики, врачей-специалистов, медсестер и т. д. Объем и содержание программы должны рассматриваться в каждом конкретном случае при разработке учебных планов подготовки медицинского персонала.

Недостатком современных учебных программ остается то, что этиология, патогенез, диагностика, лечение и реабилитация не рассматриваются сквозь призму семьи, мало связываются с семейными факторами. Пока в учебных планах медицинских вузов не предусмотрены специальные целевые факультеты для подготовки СВ. Последип-ломные формы подготовки ВОП/СВ не во всем отвечают требованиям подготовки этих врачей как специалистов. Врачи и медсестры не умеют работать с семьей, не готовы подключать семью к решению общих и частных проблем здоровья и здравоохранения. Упускаются важные элементы подготовки в области этики, психологии и педагогики семейной жизни. Учебные цели программы подготовки СВ будут достигнуты лишь тогда, когда семья как пациент станет объектом "сквозного" изучения теоретических и клинических кафедральных дисциплин на лекциях, лабораторных занятиях и производственной практике. На этой основе произойдет становление будущих врачей, способных рассматривать семью в комплексе факторов здоровья, условий жизни и медицинской помощи, сформируется семейно ориентированный образ действий врача, утвердится ответственность семьи за здоровье ее членов.

Мы обучаем студентов длительному постоянному наблюдению за семьей в поликлинике и на дому по программе курсовой работы. Кроме изучения причинно-следственной основы болезней в контексте семьи, студенты проводят мониторинг здоровья семьи и деятельности медицинских учреждений. В ходе работы студенты решают исследовательские, учебные и прикладные задачи медико-социальной характеристики семьи по основным приведенным блокам.

Отсутствие отечественных учебников и дидактических материалов становится еще одним серьезным препятствием на пути реализации программы медико-социальной характеристики семьи (как и семейной медицины в целом) в высших и средних учебных заведениях, не дает врачам возможностей для самостоятельной подготовки.

Практические аспекты комплексной программы медико-социальной оценки здоровья семьи, на которых мы хотели бы остановиться в заключение, состоят в введении семейной/общей медицины и обосновании форм и методов работы медицинского персонала с семьей. Модели общей/семейной медицины и ВОП/СВ чрезвычайно разнообразны в зависимости от страны, а оценка их неоднозначна. Семейный принцип в общественном здравоохранении — это система взглядов и положений ПМСП, интегрирующая задачи СВ и семьи в целях сохранения и повышения здоровья населения. Для его введения необходима отработка концепции семейной медицины, в которую мы включаем место и роль ВОП/СВ (медсестры) в системе здравоохранения, функциональные обязанности ВОП/СВ (медсестры), принципы управления работой ВОП/СВ (медсестер), подготовку и переподготовку ВОП/СВ (медсестер), правовую, финансовую и общественную поддержку службы ВОП/СВ (медсестер).

По каждому положению уже существуют отдельные разработки, но они фрагментарны и не представлены в виде единой интегрированной системы. Эти недоработки снижают престижность профессии, уменьшают первичную мотивацию врачей после введения специальности ВОП/СВ. негативно влияют на общественное мнение.