До 10 лет жизни 1-е место в структуре заболеваемости детей-инвалидов занимают болезни органов дыхания. Их доля на 1-м году жизни составляет 34,1%. Высокую подверженность ребенка-инвалида простудным заболеваниям подтверждает разница их заболеваемости (2938,5 на 1000) с заболеваемостью органов дыхания детей контрольной группы (1498,9 на 1000) в 1,4-2 раза. Кроме большого напряжения, испытываемого семьей в связи с необходимостью ухода за детьми-инвалидами и их лечения, сказываются социально-психологическая неготовность семьи, нехватка знаний в вопросах воспитания, развития, взаимоотношений с детьми-инвалидами и окружающей средой.
В структуре заболеваемости детей-инвалидов особое место занимают болезни нервной системы и органов чувств в связи с трудностью их лечения и реабилитации, последствиями для ребенка и семьи. Заболеваемость детей-инвалидов болезнями нервной системы и органов чувств составила 940,7 на 1000, что в несколько раз выше заболеваемости детей контрольной группы (126,1 на 1000).
Среди всех причин детской инвалидности значительное место занимают врожденные аномалии и отдельные состояния перинатального периода, составляющие соответственно 846,2 и 1492,3 на 1000 детей данного возраста. У детей контрольной группы данного возраста, проживающих на этой же территории, эти показатели составляют 6,6 и 2,7 на 1000 соответственно (разница статистически достоверна). Дети, имеющие патологию перинатального периода или врожденные аномалии, как правило, впоследствии становятся инвалидами. Поэтому наблюдение за семьей в период беременности и за ребенком в период новорожденности является наиболее действенным и эффективным профилактическим средством.
Многие болезни человека в той или иной мере зависят от генетической конституции семьи. С введением должности семейного врача появляются благоприятные возможности для клинико-генеалогических обследований больных с наследственной патологией и членов их семей. В этом плане семья рассматривается не только как группа лиц, совместно проживающих, но и как сообщество всех родственников по крови, составляющих генеалогическое дерево семьи. Составление родословной начинают с семейного анамнеза, полученного от пробанда (исходного пациента) — члена семьи с изучаемым признаком или здорового индивида, в семье которого обнаружилась наследственная патология. Эти сведения дополняются информацией от родственников и объективными данными клинических, биохимических и других исследований членов семьи. Частота наследственных болезней может быть значительно снижена, если лица, вступающие в брак, на стадии создания семьи получат консультацию о вероятности наследственной патологии у их потомков.
В заключение следует отметить, что полученные данные и приведенные выше результаты их анализа подтверждают значительную роль семьи в формировании заболеваемости детей и влияние семьи на уровень регистрации заболеваний. Имеющаяся обширная информация по проблеме здоровья семей и их детей позволяет сформировать банк данных о здоровье семьи. Для этого нужны систематизация знаний о семье, идентификация приоритетных направлений, унификация программно-методического инструментария посемейных исследований. Апробация комплексной программы медико-социального исследования семьи, получающей обоснование в наших исследованиях, является основой для такой работы в перспективе. Анализ и оценка здоровья семьи, фрагмент которой представлен в данной статье, являются центральным разделом этой программы.
Поступила 16,04.96
Д. И. Кича, О. В. Гринина
АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СЕМЬИ КАК ЕДИНИЦЫ ЗДОРОВЬЯ И ПАЦИЕНТА СЛУЖБ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ
Российский университет дружбы народов, Мостаа
Приказ Минздрава РФ № 237 (от 26.08.92) о поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) отметил начало важного этапа реформы здравоохранения. В этот период были оставлены теоретические дискуссии о необходимости и технологии введения семейной медицины и началась практическая реализация семейного принципа медицинской помощи населению.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.