Заболеваемость детей раннего возраста в зависимости от условий их воспитания. Влияние здоровья родителей на здоровье детей в семье, страница 11

Семейная медицина вносит совершенно новый организационно-методический подход в первичную медико-санитарную помощь (ПМСП). Важнейшим пунктом методологии и практики семейной медицины, по нашему мнению, стала смена объекта для службы лечебно-профилактической помощи населению: семейная медицина предполагает наблюдение не отдельного больного, а основной малой социальной группы общества — семьи.

К сожалению реализация названного приказа идет значительно медленнее, чем можно было бы пожелать. Легко заметить некоторую закономерность: если до выхода приказа периодическая печать уделяла много времени путям и методам внедрения семейной практики, учебным программам подготовки семейных врачей, показателям здоровья и медико-социальной характеристике семьи, то после его опубликования число публикаций резко снизилось. Не означает ли это, что основные положения, типовой учебный план и программа подготовки врачей общей практики/семейных врачей (ВОП/СВ), как и медсестер, не оправдали ожиданий некоторой части медицинской общественности.

Важно подчеркнуть, что некоторые из подготовленных на кафедре семейной медицины (зав. — проф. И. Н. Денисов) ММА им. И. М. Сеченова семейных врачей работают по основной полученной специальности. Довольно активно развивается обслуживание населения на основе объединенного акушерско-гинекологического—терапевтического—педиатрического комплекса (АТПК) в Иваново, Санкт-Петербурге и Самаре. В общем оформление в виде приказа одного из важных направлений развития первичной медицинской помощи — общей (семейной) практики безусловно заслуживает положительной оценки и всесторонней поддержки.

Если проанализировать основные публикации на тему общей (семейной) практики после выхода приказа Минздрава и сам приказ, то выясняется несколько моментов, не нашедших отражения в нем или не имеющих соответствующего механизма реализации. В значительной мере, по нашим данным, это объясняется отсутствием адекватного управленческого сопровождения практической реализации приказа и некоторыми слабыми сторонами его содержания.

Во-первых, в организационном аспекте важной недоработкой приказа является отсутствие положений о взаимоотношении ВОП/СВ и других специалистов, о месте и роли ВОП/СВ в системе лечебно-профилактической помощи, других концептуальных положений общей и семейной медицины как ведущего направления ПМСП. Реализация приказа мало обсуждалась в периодической печати, широких медицинских кругах и среди организаторов здравоохранения. Отсутствие надлежащего контроля за исполнением основных положений приказа отчасти объясняется, например, частой сменой кадров в высших кругах администрации Минздрава РФ, увлечением, хотя и обоснованным, страховой медициной, социально-экономическими трудностями переходного периода.

Во-вторых, отсутствие четкого финансового сопровождения приказа о введении ВОП/СВ в условиях и без того трудного экономического положения отрасли, ломка бюджетных статей финансирования здравоохранения с самого начала поставили реализацию этого проекта на второстепенные позиции. Между тем реализация принципа обшей (семейной) медицины не требует значительных финансовых вложений, а эффективность кроется в мобилизации возможностей семьи и населения в целом на поддержание оптимального здоровья. Потребности семьи в здоровье многократно усиливаются некоторыми рыночными механизмами, вносящими в общество идею здоровья как основы преуспевания, а также возможностью постоянного наблюдения семейного врача за больным в естественных условиях семьи.

В-третьих, в приказе не была дана развернутая характеристика основных элементов лечебно-профилактической помощи населению на основе общей (семейной) практики как совершенно нового подхода в амбулаторно-поликлинической помощи населению, а в видах деятельности медицинского персонала не обозначена работа с семьей как малой социальной группой. Типовой учебный план и профамма, приведенные в приложении к приказу, также не предполагают изучение семьи как пациента ВОП/СВ и служб ПМСМ в системе общей (семейной) медицины, что, по-нашему мнению, является центральным пунктом всей стратегии и тактики введения как института врача общей практики, так и семейного врача.