Заболеваемость детей раннего возраста в зависимости от условий их воспитания. Влияние здоровья родителей на здоровье детей в семье, страница 12

Кстати по вопросу определения понятий и содержания функций ВОП/СВ до настоящего времени нет однозначной позиции у специалистов, нет ее и в самом приказе.

Последующее дополнение к программе подготовки ВОП/СВ, сделанное благодаря усилиям проф. И. Н. Денисова (Унифицированная программа последипломного обучения врачей по семейной медицине, 1993), пока неизвестно сколько-нибудь широкой аудитории специалистов, врачей и медсестер. В этом документе отражены основные вопросы изучения семьи только в 2-го-дичном цикле последипломной подготовки СВ. Указанные проблемы стали весьма существенным препятствием в начале работы подготовленных врачей.

В наших разработках мы ставим семью в центр семейной медицины как системы знаний о закономерностях здоровья и принципах медико-социальной помощи семье. Семейная медицина, в узком смысле понимаемая как семейная медицинская практика, развивалась из общей медицины путем трансформации и внесения новых специальных аспектов лечения, диагностики и профилактики на уровне семьи.

Определение семьи как единицы здоровья и как пациента служб ПМСП ставит вопрос об изучении семьи с позиций более широкого подхода к пациенту, как это принято в пропедевтике, биологии, анатомии, физиологии, психологии человека и т. д., с целью разработки методов семейной пропедевтики, семейной диагностики, семейной терапии, семейной реабилитации и профилактики для работы ВОП/СВ. Решение этих вопросов мы связываем с разработкой комплексной программы медико-социальной характеристики семьи и оценки ее здоровья по всем кафедрам университетского цикла, над созданием и обоснованием которой мы работаем длительное время. За основной рабочий проект был принят первый вариант программы — "Программа медико-социального монографического исследования семьи" (1969) (О. В. Гринина), получившая развитие и углубление в нашей последующей работе — "Программе комплексной социально-гигиенической характеристики семьи" (1990) (Д. И. Кича). Опробованная в условиях введения элементов семейной медицины программа "Здоровье и потребность семьи в медико-социальной помощи" (1993) (Д. И. Кича) опубликована для использования в учебном процессе и в работе врачей.

В настоящей статье мы представляем основные блоки разработанной нами программы применительно к работе ВОП/СВ. 1-й блок — вопросы методологии медико-социального изучения семьи (теория семьи); 2-й блок — социально-демографическая характеристика семьи (структура семьи);

3-й блок — социально-гигиеническая характеристика семьи (условия жизни семьи); 4-й блок — материально-экономическая характеристика семьи (экономика семьи); 5-й блок — медико-биологическая характеристика семьи (здоровье и болезни семьи); 6-й блок — психосоциальная характеристика семьи (поведение семьи); 7-й блок — медико-социальная помощь семье (общая/семейная медицинская практика).

Изучение семьи по полной программе с включением всех блоков (что практически трудновыполнимо) не исключает, а наоборот, предполагает изучение семьи по краткой программе одного или нескольких блоков с различной глубиной проработки вопросов. В связи с прикладным значением программы медико-социальной характеристики семьи в рамках семейной медицины и общей практики мы выделяем 3 целевых направления:

методическое, учебное и практическое. Независимо от формы работы врачей — общей, семейной или даже специальной практики семейный принцип как новая категория в ПМСП должен обязательно присутствовать в том или другом объеме.

Результаты исследований семьи довольно часто получены на основе разнообразных методических приемов, программных инструментов и соответственно методологически, фактологически, исторически, этнически разнородны. Социально-гигиенические характеристики семьи нуждаются в предварительной оценке.