В отношения между больным и врачом все более вползает практицизм. Нет, не меркантилизм, а именно своеобразный «рационализм», расчет. Появилось понятие «идеальный пациент» — это пациент, у которого шансы на выздоровление расцениваются как стопроцентные. Соответственно меняется и отношение к «идеальному» и «неидеальному» пациенту.
Врач стал меньше знать: нет денег подписаться на научные журналы, купить книги по медицине, научная информация стала труднодоступной. А малознающий врач опасен!
Врач сейчас беден, если он не «элитный» врач, т.е. не «обременен» и не отмечен званиями и степенями, если не умеет делать пассы руками, ставить диагноз «по фотокарточке» или «заряжать воду, кремы и пр.». Бедный врач представляет собой жалкое зрелище не только своим непрезентабельным внешним видом и не уверенными, порой заискивающими манерами, но и тем, что редко ходит в театр, не имеет возможности купить необходимую литературу и пр.
За бедностью материальной неизбежно приходит бедность духовная, а духовная бедность рождает черствость. Черствый же врач - плохой врач!
Врач должен уметь внушить к себе уважение и пациента, и окружающих его (а это еще сложнее) не только своими званиями и уверенными, профессиональными действиями, но и всем обликом своим, и даже гардеробом.
Сегодня, в век технологизации медицины, врач становится заложником лечебного конвейера и, как всякий «конвейерный» работник, теряет индивидуальность. Она ему здесь не нужна. Но врачи обязаны думать о том, как остаться для больного «самым человечным человеком», не превратиться в робота.
Изменяются и внутрисословные отношения в медицине. «Технологизация» медицины привела к резкому повышению авторитета и значимости врача-аппаратчика (врача функциональной диагностики). Сложность самих методик и интерпретации результатов, с их помощью полученных, поставила врача-аппаратчика над врачами-лечебниками, клиницистами. Последние попали в зависимость от квалификации первых, их манеры интерпретировать показатели своих приборов. Это накладывает своеобразный отпечаток и на отношения между этими врачами, где профессиональный снобизм одних и зависимое положение других являются серьезной преградой для главного деонтологического принципа - коллегиальности.
В отношения врача и медицинской сестры также закрадываются определенные испытания. До сих пор медсестра была помощницей врача, самой главной помощницей. Что ей скажут, то и сделает. Это - стопроцентный исполнитель, и чем более педантичный и неукоснительный, тем лучше. Но вот в здравоохранение приходит медицинская сестра с высшим образованием. Предполагается, что такая медсестра «заберет» ряд функциональных обязанностей врача, прежде всего менеджмент. Какие отношения сложатся между врачом и медсестрой в ее новом статусе?
В наши бурные времена в наш словарный запас хлынули «дилеры», «менеджеры», «дистибьюторы» и пр., причем в медицинский - тоже. Под натиском их из голов стали «выветриваться» другие слова - деонтология, врачебная этика, профессиональная честь. И если бы только слова! Вместе со словами стал улетучиваться и смысл их, некогда присутствовавший во врачах как образ мыслей и поведения.
В обыденной практике нередко этику смешивают с этикетом, хотя это разные понятия. В современном понимании «этикет — это определенный порядок поведения, форма обхождения». Во врачебном этикете проявляется так называемая внешняя культура врача. С ней связано важнейшее профессиональное качество врача - искусство общения с больными и коллегами.
Культура общения начинается с внешнего вида врача, которому особое внимание уделял А.П. Чехов: быть аккуратными, опрятно одетыми, причесанными, следить за своими жестами и манерами. Белый халат - одна из самых известных традиций медицины, которая берет начало от древних цивилизаций и символизирует чистоту души, помыслов и неисповедимость судьбы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.