Значимость социальных аспектов в деятельности семейного врача и семейной медицинской сестры, страница 12

Примеров, подтверждающих данное положение, можно привести много. Христианская религия, самая распространенная в нашей стране, проповедует воздержанность, терпение, человеколюбие, милосердие, справедливость, трудолюбие и многие другие, лучшие качества в человеке. Если в семье, курируемой врачом, есть хоть один истинный христианин, то врач должен иметь с ним постоянный и прочный контакт, через него он будет оказывать свое стабильное влияние на семью в целом и каждого ее члена в отдельности. Общеизвестно, что антиалкогольная пропаганда — самое слабое звено в нашей санитарной пропаганде. Знание основ христианской религии показывает, что многие вредные обычаи находят себе место при отклонениях от нормы христианской морали. Например, употребление спиртного, вообще и в частных случаях. Христиане-молокане никогда не допускают курения и употребления алкоголя, поэтому в их семьях царит здоровый образ жизни. Поминки, которые тотчас же после похорон нередко превращаются в увеселительную попойку, почему-то считают «христианским» обычаем. Такое объяснение придумали любители спиртного, которые готовы напиться по любому поводу и без резонного повода. Грамотные истинные христиане знают, что на поминках не пьют, поминки есть уважение памяти покойного, а не осквернение ее.

Другой обычай, называемый «запой», когда встречаются родственники предполагаемых жениха и невесты. В старину при этом спиртного не пили, а пели обрядовые песни, запевали их, откуда и ведется слово «запой», которое любители спиртного с удовольствием переделали в обозначение выпивки.

Даже на свадьбе у настоящих христиан был строго соблюдаемый обычай не давать жениху и невесте спиртного, ибо наши предки с древних времен знали, что зачатие в состоянии алкогольного опьянения ведет к рождению уродов, резко возрастает при этом частота врожденных аномалий у плодов.

Ссылка на «церковное» вино, имеющееся в практике служителей церкви, разновидность столового, десертного вина, которое к тому же еще подлежит разбавлению и не в пример водке или другим крепким спиртным напиткам, при спорадическом употреблении не наносит вреда организму человека.

С другой стороны, именно семейный врач, зная течение длительных заболеваний в курируемой семье, может и должен помочь им разумно соблюдать религиозные обряды, связанные с постом и религиозными праздниками, оградить своих подопечных от неразумного, слепого следования религиозным канонам, если последние могут оказаться вредными для здоровья конкретного больного.

«Если падают силы физические, то должна выручать сила нравственная» (Н. Н. Бурденко). Период глумления над религией в нашей стране идет  к концу. Семейный врач не менее, а более других членов нашего общества должен понимать, что религия является неистощимым источником духовных сил, которые так нужны каждому из нас, особенно в период болезни. Признавая огромную пользу, которую приносят сеансы аутогенной тренировки, нельзя не признать, что они по существу являются вариантом молитвы, равно как и молитву мы можем с полным правом рассматривать как своего рода аутогенное влияние, причем самое эффективное. Если в семье есть хоть один молящийся, которого уважают и не притесняют, то нельзя не заметить, что процесс моления даже одного члена семьи обязательно оказывает облагораживающее, дисциплинирующее влияние на остальных членов семьи. Величайший хирург В. В. Войно-Ясенецкий провел много лет в советских тюрьмах, в лагерях заключенных, где он никогда не снимал нагрудного креста и рясы, ибо был не только священником с высшим образованием, но и истинным верующим. И за эти многие годы его не задел и не оскорбил никто из заключенных-сокамерников и солагерников, среди которых было, конечно, достаточно много самых отпетых негодяев. Сам В. В. Войно-Ясенецкий не раз давал понять, что вера и регулярные сеансы молитвы помогли ему вынести то, что для многих оказалось невыносимым.