Значимость социальных аспектов в деятельности семейного врача и семейной медицинской сестры, страница 14

Верующий мусульманин прием пищи считает обрядом благодарения бога и поэтому не сядет за стол, не совершив полного обряда «тахара» или, если это невозможно по каким-то важным причинам выполнить, хотя бы помыв руки и прополоскав рот. В подобной ситуации аналогичным образом ведут себя сторонники буддийской религии, индуисты, кришнаиты.

Религиозные обычаи тесно переплетаются с народными и нередко эти детали многие не знают, а для семейного врача они неоценимо важны. С. П. Боткин, несомненно, был одним из ярких образцов семейного врача. Описывают такой случай из его практики. На третий день масленицы за ним приехал приказчик богатого купца, семья которого постоянно пользовалась помощью Сергея Петровича. Отсылая приказчика, С. П. Боткин велел ему распорядиться поставить два больших самовара и найти семян укропа. Приехав к купцу, осмотрев его, С. П. Боткин велел напарить чай с укропом, фельдшер поставил больному большую очистительную клизму, а затем больного заставили пить горячий чай с молоком и укропом. Хорошо зная семью, С. П. Боткин сразу определил, что хозяин съел много блинов, в этом была причина его острого мучительного недуга.

Семейным врачам хорошо известно, что во время Великого поста заметно учащаются некоторые заболевания, связанные для многих людей с непривычной сменой стереотипа питания, непривычным для некоторых людей обилием растительной клетчатки, особенно грубой, не переваривающейся. Нельзя не отметить некоторых деталей, связанных со смертью Л.Н. Толстого. Он умирал в больших мучениях, т. к. будучи убежденным вегетарианцем, питался даже на смертном одре кашами и капустой. Переполнение кишечника грубой и обильной клетчаткой, метеоризм создавали очень тяжелый фон для пневмонии, и конечно, усугубляли недостаточность сердечной деятельности. Опытный семейный врач мог бы обратить внимание на эти детали.

Строгое соблюдение христианских обычаев было заложено в обычаи подбора будущей невесты для сына (или жениха для дочери), и в этой проблеме на первом месте стояло следование религиозным устоям. Если в семье предполагаемых сватьев не соблюдались религиозные законы, допускалось пьянство, проявлялись черты немилосердности, неуважения к дому, то тогда подобное родство становилось бесперспективным.

Семейный врач должен внимательно изучать роль религии в курируемой семье. В семьях, где религиозные обычаи прочны, соблюдаются многими членами (пусть даже не всеми), врач может и должен установить прочный и постоянный контакт с верующими. Именно верующие будут его самыми верными и действенными помощниками в самом широком объеме функции врача в семье и в выполнении членами семьи всех предписаний врача.

Семейные врачи, наблюдая за своими подопечными во время поста, заметили, что доминирующий в этот период диетический режим оказывает несомненно влияние на течение многих хронических заболеваний — улучшается течение артериальной гипертензии, подагры, неврастении, дисменорреи.

«Если после беседы с врачом больному не стало лучше, то это был не врач» - говорил В.М. Бехтерев. Вопросы психологии в практике семейного врача являются, очевидно, наиболее сложными и одновременно очень важными. В психологическом плане семейный врач должен рассматривать и ряд нюансов религии, в частности молитву. Молящийся, по мере своей убежденности, верования, духовной грамотности углубляется в молитву, сосредоточивает на ней свое внимание, свою волю. Чем больше будет семейный врач знать психологию верующего человека, тем быстрее и прочнее будет их взаимный контакт, который окажется незаменимым при всех ситуациях, особенно в наиболее трудных и сложных. Они складываются по мере развития хронических заболеваний, трудно поддающихся лечению. И как пример наитруднейшей ситуации можно привести психологию больного, страдающего неизлечимым заболеванием, например, раком, лейкозом, причем нередко эти больные знают о своей обреченности. Наиболее трудной бывает ситуация, когда больной уходит в болезнь. Помочь больному в подобных ситуациях обрести веру в выздоровление или хотя бы в улучшение семейному врачу будет тем легче, чем больше его мастерство психологического контакта, в котором неоценимую роль будут играть способность, наклонность больного верить, его собственное умение и способность создавать самовнушение, добиваться этого состояния, т.е. верить, верить глубоко и убежденно, а задача семейного врача всецело помогать в этих усилиях своему подопечному.