Значимость социальных аспектов в деятельности семейного врача и семейной медицинской сестры, страница 5

Низкая медицинская культура по отношению к себе проявляется, прежде всего, в отсутствии ориентации на здоровье как на первейшую потребность. У многих первое место в иерархии ценностей занимают материальные потребности. Но ведь здоровье не купишь, а об этом, сплошь и рядом, забывают. Вспоминают лишь, когда оно в значительной степени подорвано или утрачено. Тогда возникает потребность вылечить болезнь, т.е. мотивация па восстановление здоровья. Создание же мотивации на сохранение здоровья — более сложная психологическая задача, которая относится к особой сфере деятельности семейного врача – обучению здоровью как одной из составляющих первичной профилактики.

Эту задачу можно выполнить  лишь после создания установки на долгую и здоровую жизнь, когда семейный врач должен проявить себя как психолог. При этом важно ориентировать пациента на здоровый образ жизни как основу здоровья.

2.2. Требования к медицинской этике и деонтологии

Профессиональная этика является одной из самых ярких традиций медицины и представляет собой совокупность нравственных норм и оценок, а также сами моральные отношения, регулирующие медицинскую практику. Все это -аспекты науки о должном, т.е. врачебной деонтологии как «совокупности этических норм и принципов поведения врача при выполнении своих профессиональных обязанностей».

Обратим внимание, что стержнем деонтологии являются этические нормы, т.е. нравственные принципы, которым должен следовать избирающий профессию врача, хотя существуют и правовые нормы (инструктивные указания, предписания и пр.), регламентирующие все виды взаимоотношений врача с окружающими.

Врачевание — это надпрофессия (многие даже относят его к разряду искусства). Но это понимают только сами врачи и внезапно осознают те, кто столкнулся с непоказной сложностью, ответственностью, опасностью врачебной профессии, ответственностью доктора. Есть нечто, что делает обладателя диплома врача Врачом! Он не щадит себя, он фанатично отдан работе. Врач не защищен, он находится между Сциллой и Харибдой, между карающей (порой без всякой вины!) дланью администрации и гневом (порой инспирированным!) родных и близких пациента. Древнейшая Клятва Гиппократа, возвышая врача, побуждала его к святости исполнения своего долга.

Эти же мотивы лежали в основе «Факультетского обещания», которое давали выпускники медицинских факультетов в дореволюционной России, с 70-х гг. в СССР в медвузах была введена «Присяга врача», а в 1992 году в «Медицинской газете» опубликовано «Факультетское обещание» российских врачей. И хоть они являются только морально-этическими документами, не имеющими юридической силы, к стремлению идти в ногу с требованиями эпохи, закона, врачебной этики представителей медицинского сословия они все же зовут.

Медицинское сословие - не партия, не секта, не Союз писателей. Ни рекомендаций, ни исполнения обрядов, ни очевидных талантов у стремящихся к медицине оно не требует. История знает множество примеров беззаветного служения медицине людей, не относящихся к разряду её корифеев. В медицину идут по призванию души (не случайно в прошлые времена в медицину шло много молодых людей из семей сельских священников), нередко в силу семейных традиций, т.к. манит к себе эта работа.

Медицинское сословие - понятие, не знающее государственных, расовых, имущественных и других границ. Поэтому этические требования к врачебной профессии интернациональны. К примеру, в США «Принципы медицинской этики» гласят: «Медицинское сословие призвано предостерегать общественность и себя от аморальных и недостаточно компетентных врачей. Врачи должны соблюдать все законы, возвышающие достоинство и честь профессии, и руководствоваться ими в целях самодисциплины. Они должны без колебаний подвергать критике незаконное или неэтичное действие представителя профессии».