Значимость социальных аспектов в деятельности семейного врача и семейной медицинской сестры, страница 16

История дает многочисленные доказательства этого положения. Так, древнеегипетские врачи исследовали не только тело больного, но и изменения его духовной жизни. Древнегреческая медицина периода ее расцвета (II век до н. э.) изучала и лечила не только соматику, но исследовала основы нравственности и человеческих добродетелей. Именно на этих идейных основаниях сформулировал главные положения своей клятвы Гиппократ: действовать только для пользы больного. «Медицина часто утешает, иногда облегчает, редко исцеляет», — говорил он. Именно в этом утешении — весьма глубокий психолого-педагогический смысл.

Аналогичное решение этих проблем и рекомендации можно встретить даже в Библии (книга «Левит»), в «Салернском кодексе», у Авиценны («Канон»), у философа и гигиениста Д. Локка («Мысли о воспитании») и т. д.

Богата этими традициями и отечественная медицина. Еще М.Я. Мудров в 1820 году писал для молодого врача: «Теперь ты... знаешь больного, но ведай, что и больной тебя испытал и знает, каков ты» И сколько надо ума и терпения, чтобы «выиграть всю его доверенность и любовь к себе».

Работы И.М. Сеченова, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина пронизаны идеей гуманности, заботами о благе человека. Особо в ряду этих имен стоит Н.И. Пирогов, великий врач и педагог, проповедовавший мысли об общественном воспитании («Вопросы жизни»). К этому ряду надо, несомненно, причислить имена И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, С.С. Юдина и других выдающихся представителей русской медицины.

Очевидно, что в деятельности семейного врача обсуждаемые проблемы приобретают особую значимость. Семейная медицина и за рубежом, и у нас в стране имеет определенные традиции (хотя «своего» врача могут позволить себе иметь лишь состоятельные люди; недаром у нас в обществе есть тенденция обучать в медвузе кого-либо из членов семьи), но обобщённой семейной педагогики и психологии на уровне теоретического знания до сих пор не создано.

Кроме того, деятельность врача будут затруднять различные социальные причины глобального характера. К ним следует отнести, во-первых, падение (вслед за экономикой) нравственности в обществе, разобщенности людей (образ современного мира — современные танцы, где все вместе, и — каждый отдельно). Во-вторых, всё увеличивающееся число малокомпетентных и низкокультурных специалистов. Далее — различные огрехи профессионального образования и воспитания, в первую очередь,— психолого-педагогическая неграмотность и неготовность к восприятию нового. Наконец, недоучет последствий НТР, изменившей и роль науки в обществе, и социальные статусы врача и больного (он стал более информирован; отсюда — потеря доверия к врачу, самолечение и т.д.).

«Врач сам — лекарство...» - говорил М. Балинт. Поддержание и развитие жизненно важных функций семьи, формирование в ней благоприятного психоэмоционального климата обусловливается во многом поведением и содержанием личности врача, т.е. совокупностью ценностных ориентации, мотивов, социальных ролей, которые реализуются в поступках и закрепляются в его образе жизни (недаром мы говорим об имидже, социальном характере земского врача). Впрочем, о социально-профессиональных требованиях, предъявляемых к медработнику в системе семейной медицины мы уже говорили выше.


Использованная литература

1.  Быстровский В.Ф. Предмет и принципы семейной медицины. // Медицинская сестра. – 2003. – №4. – с. 5-8.

2.  Семейная медицина: Проблемы становления. / Под ред. В.Р. Вебера. – Великий Новгород: ННЦ СЗО РАМН; НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 232 с.

3.  Семейная медицина: Руководство в 2-х тт. / Под ред. А.Ф. Краснова. – Т.1. – Самара: Дом печати, 1994. – 384 с.

4.  Энциклопедия семьи. / Редкол.: Г.И. Герасимович и др. – Мн: БелЭн., 1994. – 700 с.