Семья тесно взаимодействует с различными ячейками общества и, как правило, именно с теми, с которыми в той или иной степени связаны члены данной семьи. Это государственные и общественные организации, трудовые коллективы, дошкольные и учебные заведения, другие семьи. Забота общества и государства о семье и отдача семьи обществу и государству выступают наглядным показателем тесной их взаимосвязи, важнейшие аспекты которой должны находить воплощение в соответствующих нормах права. В СССР главным звеном, через которое осуществлялась взаимосвязь семьи и государства, являлись Советы народных депутатов; в современном обществе эта функция государством к сожалению частично утрачена.
Через семью происходит воспроизводство трудовых ресурсов. Этим диктуется необходимость внимания трудовых и производственных коллективов к семьям своих работников.
Успех воспитания детей во многом зависит от уровня взаимодействия и координации усилий семьи и школы, а также семьи и дошкольных учреждений. Наибольшей эффективности взаимодействие родителей и школы достигает при сознательной заинтересованности и активной позиции родителей, их инициативности и творческом подходе к организации различных мероприятии в школах, где занимаются их дети, а также в детских садах и яслях.
Обязанности семьи в современном обществе регулируются Конституцией РФ (ст. 38) и Кодексом о браке и семье РФ. Среди основных положений проекта Конституции и Кодекса равноправие женщины и мужчины (Конституция ст. 19, Кодекс ст. 3), защита семьи (ст. 38, ст. 5) и правовое регулирование брачных и семейных отношений государством (ст. 6 Кодекса).
Права семьи в области охраны здоровья оговорены в статье 22 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», где в том числе гарантируется право выбора семейного врача. Государство оговаривает права беременных женщин и матерей (ст. 23), несовершеннолетних (ст. 24), военнослужащих (ст. 25), граждан пожилого возраста (ст. 26), инвалидов (ст. 27), права задержанных и заключенных (ст. 29), а также права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагоприятных районах (ст. 28).
Для семейного врача особенно важны знания раздела 111 «Семья» Кодекса, где оговариваются правовые обязанности родителей по воспитанию детей (гл. 8 ст. 52-66), установление происхождения детей (гл. 7 ст. 47-51), усыновление (удочерение) (гл. 12 ст. 98-118) и другие правовые вопросы. Семейный врач вольно или невольно может быть вовлечен, посвящен или даже привлечен в выполнение ряда вопросов прав и обязанностей семьи.
2. Социально-профессиональные требования к медицинскому работнику в системе семейной медицины
2.1. Медицинская культура
Выполнение гуманной функции семейного врача требует переоценки многих понятий и приоритетов в сознании медика. Это, в первую очередь ношение к понятию «семья», о котором было сказано выше, с учетом защитной и посреднической роли семьи в отношениях индивидуума со средой.
Воздействие окружающего нас мира в семье преобразуется и приобретает для каждого её члена адекватную форму. От собственных убеждений и установок семейного врача будет зависеть и качество выполнения им сугубо профессиональных задач Одну из них видят в том, чтобы мобилизовать внутренние коммуникации в семье для успешного противостояния болезни путём реализации здорового образа жизни, а при сложившихся обстоятельствах - организации ухода за больным и его лечения.
Влияние болезни на семью может быть разным, часто деморализующим, и семейный врач должен быть готов к роли координатора взаимоотношений в семье заболевшего, подкрепляя лечение сеансами психотерапевтического тренинга. Эту и подобные задачи семейный врач сможет успешно решать, лишь достигая особого качества в своей деятельности, которое характеризуется его медицинской культурой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.