Значимость социальных аспектов в деятельности семейного врача и семейной медицинской сестры, страница 13

Весьма своеобразна роль семейного врача среди исповедующих ислам. Знание основ и специфики мусульманской религии для семейного врача является неоценимо важным. В канонах есть своя специфика, имеющая прямое влияние на состояние здоровья верующего. Взять, к примеру, обряд, называемый «тахара», который не совсем точно толкуют как «омовение». По правилам этого обряда в определенной последовательности моют водой область ануса и наружных половых органов, стопы и голени, лицо, шею, уши, прополаскивают нос и рот, моют руки до локтей, все это делается перед каждым сеансом молитвы, а таких сеансов у мусульманина истинного пять ежедневно, без этого нельзя совершать молитву. Семейный врач имеет все основания для более детального ознакомления с влиянием этого обряда «тахара» на организм человека.

Сравнением людей пожилого и старческого возраста, совершавших регулярно обряд «тахара» и не совершавших его, принимая вторую группу за контрольную, можно отметить четкие закономерности у лиц первой группы:

— почти полное отсутствие трещин заднего прохода, парапроктита и гнойных заболеваний кожи в зоне промежности;

— сравнительно низкую частоту выпадений прямой кишки и геморроя;

— сравнительно высокую сохранность биоритма дефекации, при которой критериями нормы, здоровья, по А. М. Аминеву, являются опорожнение прямой кишки при отчетливом позыве на дефекацию ежедневно, всегда в одно и то же время. Причем, прямая кишка опорожняется легко, без заметного натуживания, чаще всего одномоментно, каловые массы четко сформированы, имеют консистенцию густой каши, после их выделения ощущается четко выраженное чувство комфорта. Кстати, уместно напомнить, как В. А. Оппель говорил, что после нормальной дефекации у здорового человека чувство комфорта бывает не меньше, чем после приема вкусной пищи. Недаром в старину, желая человеку добра от души, говорили: «Дай тебе бог вход и выход!».

Довольно распространенным обычаем является подтирать анус после дефекации бумагой, нередко старой газетой, которая может повредить нежные ткани переходной складки и даже инфицировать их, особенно при трении.

Кроме обряда «тахара» в мусульманской молитве есть еще одно рациональное зерно, которое также полезно знать семейному врачу. Молящийся по ходу молитвы совершает ряд обязательных движений: поворачивает голову вправо и влево, поднимает руки, садится на колени, кладет земные поклоны, причем эти движения несколько раз повторяются по содержанию молитвы. Легко понять, почему среди богомольных мусульман пожилого и старческого возраста реже, чем у не молящихся, встречаются обменные заболевания, особенно опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, проявления гиподинамии.

Следует также отметить положительное влияние ритуалов молитвы на состояние нервно-психической сферы. Нормализация функций последней как нельзя лучше достигается вовлечением в процесс молитвы, причем этот неоценимый положительный фактор присущ очень многим видам вероисповеданий, факт, достойный самого пристального внимания семейного врача.

Семейный врач к омовению должен относиться как к обряду, который он может использовать для гигиенического воспитания в высоком и важном понимании этой процедуры. Данную проблему следует глубоко проанализировать. У многих народов есть обычай, очень почитаемый, омовение ног отцу, матери, любому старшему, вернувшемуся в дом, путнику, гостю этого дома: приносят кувшин с водой, таз, мыло, полотенце. Как знак особого уважения или любви моют ноги пришедшему, даже постороннему. Мать моет ноги своему ребенку, вернувшемуся домой. Вдумайтесь поглубже в суть этой процедуры. Она имеет сложный смысл, выработанный веками: вода, воздействуя на нервный аппарат стоп, оказывает благотворное влияние на весь организм. Вспомним, что на подошве стопы представлены рецепторы всех органов и систем нашего тела. Процедура оказывает глубокое и благотворное психологическое воздействие не только на того, кто ее принимает, но и на того, кто ее выполняет, а также и на тех, кто при этом присутствует. Важно и санитарно-гигиеническое значение этой процедуры и, наконец, она имеет воспитательное значение как в смысле привития гигиенических навыков, так и выработки элементов уважения, благожелательности у людей всех возрастов. Интересно отметить, что у многих народов эта процедура издревле считалась угодной богу, расценивалась как проявление милосердия и любви к ближнему.