3.2. Вопросы отношения к смерти
Смерть как биологическое явление разумному человеку понятна, даже логична, но большинством людей она спокойно не воспринимается. В нашем здравоохранении в проблеме смерти, в отношении к ней намечается кризисная ситуация. Ее возникновению способствует шаблонность нашей деонтологии. В течение многих десятилетий мы воспринимали и пропагандировали незыблемость оценок нашей медицины как самой передовой и в то же время бесплатной и общедоступной. Поэтому люди нашей страны постепенно привыкли думать, что от медицины можно требовать достижений все большей продолжительности жизни, приучали к тому, что врач обязан больному сообщать всегда благоприятную информацию, ни в коем случае не говорить больному о необходимости рокового исхода, неизлечимости его заболевания. В этом плане мы все еще резко расходимся с коллегами развитых стран дальнего зарубежья, в которых объективное сообщение больному сущности его заболевания, истинного состояния его здоровья, факта неминуемости смерти — все это является нормой. Большую роль в этом играет и то, что большинство населения этих стран являются по-настоящему религиозными.
По-видимому, настало время семейным врачам, возможно, одним из первых среди своих коллег в России пересмотреть данную деонтологическую проблему. Не напрасно существует поговорка, что у каждого после смерти остается работы еще на три дня. Действительно, каждый, кого ожидает смерть, имеет свои проблемы, которые он хотел бы решить, а иногда даже обязан решить сам при своей жизни. Порою это проблемы необычной важности, в отдельных случаях они просто неоценимы. Поэтому именно семейный врач может больше других своих коллег понимать неуместность, неоправданность ложной информации больного, необоснованность сообщения ему о мнимом благополучии, которые являются актом, подлежащим пересмотру, и если возникает ситуация, когда умирающему объективно необходимо сообщить о неизбежности смерти и, возможно, о сроке оставшейся жизни, тогда может оказаться особенно ценным контакт семейного врача со служителями религии, в некоторых случаях и с юристом и вместе с тем формы и методы контакта этих лиц с больным. Снова возникает проблема оценки места и роли религии в практике семейного врача.
3.3. Психолого-педагогические проблемы
Знание и разрешение многочисленных психолого-педагогических проблем человека всегда в известной степени включались в деятельность врача любой специализации. Он выступает как бы в двух ипостасях: лечащего и наставника, советчика. Ведь и само слово «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает «детоводстство» или «детовождение», а широко распространенное в быту — «доктор» как синоним слова «врач» — переводится с латинского: учитель, наставник, преподаватель.
Если понимать медицину не так узко, как это иногда бывает, не только как рукодействие, ремесло, искусство или сумму знаний, а более широко: как целостное культурно-историческое явление, как один из Древнейших видов человеческой деятельности, обусловленный объективными закономерностями общественного развития, исторически меняющимися задачами, содержанием и проблематикой медицины, то становится ясным, что человековедение, в том числе вопросы психолого-педагогического плана всегда были предметом изучения и практики врачевателя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.