Значимость социальных аспектов в деятельности семейного врача и семейной медицинской сестры, страница 8

Сочувствие, сопереживание должно быть неотъемлемой частью любого лечебного процесса. Уже после первого общения с врачом пациент должен почувствовать, что ему не только помогут, но и хотят помочь. Равнодушный семейный врач никогда не найдет признания в семье.

Методов психотерапии много, поэтому в целом это область психиатрии. Однако, независимо от используемого метода, в деятельности семейного врача важен психотерапевтический подход, который реализуется, прежде всего, во взаимоотношениях врача и больного. Иногда от контакта между ними зависит эффективность всего лечения, а в ряде случаев, например, для умирающих больных, он является единственным средством психотерапевтической помощи.

В лечебном процессе выделяют два основных вида сотрудничества между врачом и больным: руководство и партнёрство. Руководство - это традиционная медицинская модель взаимоотношений врача и больного, т.е. прямое влияние врача на больного. При этом пациент несамостоятелен, зависим, ищет опеки, полностью полагается на указания врача, что обусловливается особенностями его личности или характером заболевания. Обычно это пожилые люди, дети, лица с низким интеллектом и зависимым характером, социально незрелые. Какова степень влияния врача на больного в этом случае? Разъяснения, советы и рекомендации воспринимаются больным как достаточно обоснованные, когда они касаются болезни и лечения. Но вера в них значительно уменьшается, если морально-ценностные ориентации врача и пациента не совпадают (например, при обсуждении проблем брака и семьи, выбора профессии и т.п.).

Партнерство более сложно, но и более продуктивно, когда речь идет о нацеливании пациента на большую самостоятельность и ответственность в лечебном процессе и при решении личных проблем. В зависимости от потребностей и установок пациента контакт между ним и врачом может быть тесным или эмоционально нейтральным.

Врачевание осуществляется путем слаженного взаимодействия врачей, среднего и младшего персонала на основе коллегиальности. Коллегиальность воплощает непрерывность традиций врачевания в жизни и представляет собой ту культурную среду, через которую передаются элементы медицинского опыта, ценности и нормы медицинской этики. Коллегиальность - это и взаимоподдержка медиков, и одновременно взаимная требовательность, регулирующая взаимоотношения врачей между собой, врачей - с другим персоналом.

Остановившись лишь на некоторых наиболее важных аспектах медицины, имеющих значение в деятельности семейного врача, хотелось бы уделить некоторое внимание тем социальным испытаниям, которым она подвергается в настоящее время.

Деонтология - наука о должном. Кому же «должен» врач? Естественно, в первую очередь, - больному человеку. А сегодня пациент может «купить» врача, а врач, в свою очередь, готов себя «продать». Врач ищет богатого пациента и, как продавец частного магазина, рассыпается перед ним «мелким бисером». Вот уже первая деонтологическая «неувязка» - где же авторитет врача? Где его самолюбие, сословная гордость? Однако же... «кушать хочется!». Это испытание ждет и семейного врача.

Отвечая на спрос, врач переучивается ныне на модные специальности гомеопата, рефлексофитотерапевта. Ладно бы уж на них, так ведь переучиваются и на экстрасенса, и на аюрведа, и на эниолога (есть и такое!), и другие, еще более экзотические специальности. И делают они это далеко не всегда потому, что умирают от голода. Есть спрос! (Но и этого мало: даже в учебнике по семейной медицине под ред. академика Краснова есть разделы: «Семейный врач и гороскоп», «Семейный врач и хатха-йога» и т.д., где автор всерьез рассуждает о необходимости для врача практических знаний в этих областях. Видимо, отсутствие в данном пособии сведений о кама-сутре, хиромантии и изгнании бесов следует рассматривать как серьезное упущение авторов…).