Значимость социальных аспектов в деятельности семейного врача и семейной медицинской сестры, страница 7

Память о российских традициях врачевания, об этике взаимоотношений врача и больного жива. Мы знаем, что в России были и есть врачи, получающие зарплату, не обеспечивающую прожиточный минимум, но работающие потому, что не быть врачами они не могут, ибо считают, что именно в медицине они наилучшим образом осуществляют свое стремление быть полезными людям, делать им добро.

В наше время семейный врач как преемник земского врача призван с особым вниманием относиться к проблемам отношений, прежде всего с самим пациентом. Если вспомнить старые, довоенные или послевоенные фильмы, можно отметить, что, приходя на дом к пациенту, врач всегда надевал в передней халат, а то и шапочку и мыл руки, прежде чем пройти к пациенту. Это рабочая форма одежды врача, и она сразу устанавливает между пациентом и врачом рабочие (деловые) отношения. Врач в аккуратном халате, с показательной готовностью к контакту с пациентом всегда более внушителен и доверителен для больного, чем вечно спешащий, встрепанный субъект, забежавший, по долгу службы, по вызову.

Путеводная звезда в медицине - это идеалы добра и сострадания. Субъектом ведения врача является человек — самое совершенное, самое сложное и самое изумительное из всего, что существует на Земле. Какой бы болезнью ни страдал человек, она непременно захватывает всю его личность в целом. Отсюда вытекает требование к врачу: начиная лечение, всегда видеть перед собой прежде всего самого больного, подходить к нему, учитывая его индивидуальные особенности, и помнить, что лечить нужно прежде всего не болезнь, а больного. Какими бы совершенными ни были получаемые в лабораториях объективные данные исследований больного, они обязательно должны дополняться теми сведениями, какие врач получает от общения с пациентом.

Одной из особенностей деятельности семейного врача является длительность и интенсивность его общения с пациентом, что порождает своеобразные взаимоотношения между ними, качественно отличающиеся от таковых между врачом поликлиники и курируемым им больным. Они близки к отношениям психотерапевта с пациентом. Еще З.Фрейд обнаружил, что после достаточно длительного общения с психотерапевтом, пациенты начинают относиться к нему так же, как когда-то в детстве относились к эмоционально значимым для них лицам (прежде всего к родителям). В дальнейшем удалось обнаружить, что подобные отношения встречаются в обычном, повседневном общении. Чем длительнее и интенсивнее люди контактируют друг с другом, тем, как правило, выраженное и ярче проявляется перенесение (трансфер). Оказалось также, что и врач переносит на пациентов свои эмоции и переживания из раннего детства (контрасфер). Совершенно очевидно, что отношения трансфера и контрасфера будут постоянно присутствовать в работе семейного врача с выраженностью, прямо пропорциональной степени психотерапевтического вмешательства.

Эта область взаимоотношений — как лезвие бритвы: с одной стороны, следует искусно пользоваться положительным трансфером, помогая преодолевать недуги даже тяжелобольным, с другой - избегать слишком ярких проявлений эмоций, поскольку это может поставить пациента в крайнюю зависимость от врача. Это касается и позитивного контрасфера, причем здесь уже врач может оказаться игрушкой в руках курируемого больного.

Что же касается негативного трансфера и контрасфера, то они, скорее всего, должны привести к передаче больного другому врачу.

Важная проблема взаимоотношений семейного врача и пациента — феномен эмпатии (сопереживания). По мнению многих, именно эмпатия лежит в основе внушения, именно она — двигательный механизм любого психотерапевтического воздействия. Эмпатические отношения более архаичны, более глубоки, чем трансферные. Речь уже идет не о добром и участливом отношении со стороны врача, ставящем пациента, в некотором смысле, в положение ребенка. Здесь они на равных. Сопереживая, врач встает, пожалуй, на самое узкое лезвие бритвы, балансирование на котором без преувеличения можно считать показателем врачебного искусства. Шаг в ту или другую сторону (одно-два некстати или не к месту сказанных слова или лишних жеста) может отрицательнейшим образом сказаться на здоровье пациента.