Создание обучающе-иллюстративного пособия в виде программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 9

В оформлении ансамбля дворцовой площади проявляется талант Росси как грамотного планировщика. Сохраняя дугообразную границу площади, он возводит по этой линии два идентичных по архитектуре здания Главного штаба и министерств, объединив их в одно грандиозное целое монументальной аркой. Фасады зданий Росси решает очень строго, даже, можно сказать, монотонно. Они должны были, по-видимому, составить контраст пышной пластике стены Зимнего дворца и вместе с тем подчеркнуть ведущую роль арки в общей композиции. Недаром все богатство скульптурного декора сосредоточено на арке Главного штаба: колесница Славы, военная арматура, трофеи и т. п. Необычайно эффектно задумано восприятие пространства площади и дворца при подходе к ним со стороны Морской улицы. Улица идет под углом к оси арки, и лишь когда вступаешь под ее своды, направление движения резко изменяется и глазу открывается великолепный вид в раме второй арки, раскрывающийся все шире по мере приближения к площади. Поставленный вскоре после окончания строительства россиевских зданий в центре Дворцовой площади, "Александрийский столп" А. Монферрана (1834) еще с большим эффектом выявил расчет Росси на внезапность впечатления.

Не меньшего внимания заслуживает и возведение Михайловского дворца, ведь здесь более полно и широко раскрылось дарование зодчего. Задачу он понял и решил как проблему градостроительного порядка, требующую планировки и застройки обширного городского района. Так, помимо самого дворца возникает проект площади перед ним, обстроенной жилыми домами близкой архитектуры. Площадь соединяется с Невским короткой прямой улицей, перспективу которой замыкает роскошный фасад Михайловского дворца, обильно украшенный лепной скульптурой. Здесь уже складывается тот принцип архитектурной композиции, который получил блестящее развитие в будущем ансамбле Театральной площади. Противоположная сторона здания выходит в парк, поэтому архитектурное решение ее не столь парадно, сколь живописно: от аркады цоколя на луг сбегают ступени широкой лестницы, два верхних этажа объединены длинной двенадцатиколонной лоджией, дающей богатую светотеневую игру. На берегу Мойки, с которой соприкасается парк, архитектор поставил изящный павильон пристани1.

Еще одним, хотя и менее значимым чем К. И. России, архитектором того времени был В. П. Стасов. Им построены многие замечательные сооружения Петербурга, играющие важную роль в формировании его облика, тем более ценные, что, будучи разбросаны в различных районах города,. они давали направление его дальнейшей застройке. Так, например, Павловские казармы (1816-1819) закрепили и украсили одну из границ Марсова поля, а расположенное по соседству здание придворных конюшен (1816-1823) благодаря умелому использованию местоположения (на берегу Мойки, у выхода из нее Екатерининского канала) и продуманному разнообразию фасадов создало здесь один из наиболее пленительных ансамблей столицы. Особенно хорош вид с противоположного берега Мойки на западную скругленную сторону здания, украшенную дорической колоннадой. Перекличка разнонаправленных кривых - плавного изгиба колоннады, перил и свода мостика, линии набережной - сообщает этому уголку Петербурга редкий лиризм. Стасов всегда скуп в выборе архитектурных деталей, он строит часто свое решение на повторении сходных приемов (например, мотив дорической колоннады с характерными, лишенными баз колоннами встречается у него в различных видоизменениях и в здании конюшен, и в колокольне церкви в Грузине, и в Ямском рынке в Петербурге, и в торговых рядах в Костроме). Иной раз Стасов вообще отказывается от колонн и достигает сильного впечатления лишь точно найденным соотношением пропорций стены и ее отдельных членений. Таковы Провиантские склады в Москве, воздвигнутые в конце 1820 - начале 1830-х годов по стасовскому проекту 1821 года. Могучие пластические объемы трех корпусов, свободно и изобретательно поставленные то торцом, то фасадом к основной магистрали Садового кольца, соединенные красивой строгой оградой, создали один из интереснейших ансамблей классицистической архитектуры. В постройках зодчего конца 1820-1830-х годов (Преображенский и Троицкий соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота в Петербурге) усиливаются черты монументальности, величия. Детали прорисовываются более сухо и графично. В этом сказывается в определенной мере следствие начавшегося вырождения классицистического стиля. Но до самого конца для Стасова остается характерным лаконизм в выборе художественных средств, умение найти для своих сооружений выгодное расположение в городской застройке, позволяющее им стать центром окружающего пространства2. Фотографии многих построек В. П. Стасова вошли в настоящую версию программы.