Создание обучающе-иллюстративного пособия в виде программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 13

Пейзажный жанр живописи у передвижников – необычен и очень запоминающийся – это образ Родины. Они представляли природу как среду, в которой живет народ, в единстве с его чувствами и пониманием природы. У Шишкина И.И. – эпический пейзаж. В программе представлены следующие работы живописца:

-  «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» - 1872

-  «Рожь» - 1878 – 1879

-  «Мордвиновские дубы» - 1891

-  «Перед грозой» - 1884

Лирический  пейзаж представлен именами А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.

А. К. Саврасов:

-  «Пейзаж с рекой и рыбаком» - 1859

-  «Радуга» - 1875

-  «Грачи прилетели» - 1871

-  «Разлив Волги под Ярославлем» - 1871

В. Д. Поленов:

-  «Московский дворик» - 1878

-  «В парке. Местечко Вель в Нормандии» - 1874

-  «Заросший пруд» - 1874

В направлении романтического пейзажа работали Ф.А. Васильева и А.И. Куинджи.

Ф. А. Васильев:

-  «Мокрый луг» - 1872

-  «После грозы» - 1868

-  «Болото в лесу. Осень» - 1872 – 1873

-  «Сосновая роща у болота»

-  «Пейзаж с избами и прудом в окрестностях Петербурга»

-  «Кучевое облако» (Этюд) - 1895 – 1897

-  «Заря в Петербурге» - 1869

-  «На реке. Ветреный день» - 1869

-  «В церковной ограде» - 1867

-  «Берег. Штиль» - 1867.

В 70-80-е гг. возникает новый жанр живописи – социально-бытовой. Здесь творили И. Е. Репин и Н. А. Ярошенко. Главной задачей живописца был показ тяжелейшей жизни и трагичной судьбы простого человека (И. Е. Репин «Бурлаки на волге», «Крестный ход в Курской губернии») или пострадавших за «правое дело» (И. Е. Репин «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали»; Н. А. Ярошенко «Всюду жизнь»). В пособии представлены следующие работы вышеуказанных авторов:

И.Е. Репин

-  «Бурлаки на Волге» 1870-1873

-  «Арест пропагандиста» 1880-1892

-  «Отказ от исповеди» - 1879-1895

-  «Не ждали» 1884-1888

-  «Крестный ход в Курской губернии» - 1880-1883

Н.А. Ярошенко

-   «Всюду жизнь» - 1888

Как видно из вышеприведенного материала, русские художники 2 пол. XIX в. выдвигали на первый план своего творчества моральную сторону искусства, его гражданский смысл. Передвижничество – это целое направление в искусстве, это система ценностей в основе которой лежали демократические, народнические идеалы.

Еще одно направление русской культуры второй половины XIX - архитектура отличается некоторыми особенностями: развивается техника строительного дела; зодчие разрабатывают и осваивают новые типы сооружений (железнодорожные вокзалы, обширные торговые ряды, пассажи, здания банков, заводов, фабрик, доходные дома). Продолжается с 1830 –х гг. – 1895 – эпоха эклектики1.

Нового стиля в архитектуре выработано не было, происходит смешение стилей, утрачивается синтез архитектуры и скульптуры.

Существовали два основных направления в эклектике: древнерусское – в гражданском зодчестве и древневизантийское – в храмовой архитектуре. В программе представлены следующие памятники архитектуры:

В.О. Шервуд (1833-1897)

-  здание Исторического музея в Москве на Красной площади – 1877-1883

А.Н. Померанцев (1848-1918)

-  Верхние торговые ряды (1889-1893)

-  Храм Александра Невского в Болгарии в Софии, в память русским воинам-освободителям (1880-е гг. XIX в.)

А.Л. Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев И.В.)

-  Храм Спаса на Крови в Петербурге (1883-1907)

К.А. Тон (1794-1881)

-  Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883)

В скульптуре происходит постепенное восприятие идей, эстетических взглядов, утверждавшихся в живописи. Преобладает развитие монументальной скульптуры и историко-патриотическая тема в ней.

М.О. Микешин (1835-1896)

-  Памятник «Тысячелетию России» в Новгороде (1862)

-  Памятник Б. Хмельницкому в Киеве – (1870-1888)

А.М. Опекушин (1838-1923)

-  Памятник А.С. Пушкину в Москве – (1880)

М.М. Антокольский (1843-1902)

-   «Петр I» (1872)

Этот раздел является заключительным во второй части пособия.

Таким образом, русское искусство второй половины XIX в. не было свободно от идеологических догм, они и формировали новые направления, основными характеристиками которых были: приоритет социальной тематики и «полезность обществу».