Пейзажный жанр живописи у передвижников – необычен и очень запоминающийся – это образ Родины. Они представляли природу как среду, в которой живет народ, в единстве с его чувствами и пониманием природы. У Шишкина И.И. – эпический пейзаж. В программе представлены следующие работы живописца:
- «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» - 1872
- «Рожь» - 1878 – 1879
- «Мордвиновские дубы» - 1891
- «Перед грозой» - 1884
Лирический пейзаж представлен именами А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.
А. К. Саврасов:
- «Пейзаж с рекой и рыбаком» - 1859
- «Радуга» - 1875
- «Грачи прилетели» - 1871
- «Разлив Волги под Ярославлем» - 1871
В. Д. Поленов:
- «Московский дворик» - 1878
- «В парке. Местечко Вель в Нормандии» - 1874
- «Заросший пруд» - 1874
В направлении романтического пейзажа работали Ф.А. Васильева и А.И. Куинджи.
Ф. А. Васильев:
- «Мокрый луг» - 1872
- «После грозы» - 1868
- «Болото в лесу. Осень» - 1872 – 1873
- «Сосновая роща у болота»
- «Пейзаж с избами и прудом в окрестностях Петербурга»
- «Кучевое облако» (Этюд) - 1895 – 1897
- «Заря в Петербурге» - 1869
- «На реке. Ветреный день» - 1869
- «В церковной ограде» - 1867
- «Берег. Штиль» - 1867.
В 70-80-е гг. возникает новый жанр живописи – социально-бытовой. Здесь творили И. Е. Репин и Н. А. Ярошенко. Главной задачей живописца был показ тяжелейшей жизни и трагичной судьбы простого человека (И. Е. Репин «Бурлаки на волге», «Крестный ход в Курской губернии») или пострадавших за «правое дело» (И. Е. Репин «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали»; Н. А. Ярошенко «Всюду жизнь»). В пособии представлены следующие работы вышеуказанных авторов:
И.Е. Репин
- «Бурлаки на Волге» 1870-1873
- «Арест пропагандиста» 1880-1892
- «Отказ от исповеди» - 1879-1895
- «Не ждали» 1884-1888
- «Крестный ход в Курской губернии» - 1880-1883
Н.А. Ярошенко
- «Всюду жизнь» - 1888
Как видно из вышеприведенного материала, русские художники 2 пол. XIX в. выдвигали на первый план своего творчества моральную сторону искусства, его гражданский смысл. Передвижничество – это целое направление в искусстве, это система ценностей в основе которой лежали демократические, народнические идеалы.
Еще одно направление русской культуры второй половины XIX - архитектура отличается некоторыми особенностями: развивается техника строительного дела; зодчие разрабатывают и осваивают новые типы сооружений (железнодорожные вокзалы, обширные торговые ряды, пассажи, здания банков, заводов, фабрик, доходные дома). Продолжается с 1830 –х гг. – 1895 – эпоха эклектики1.
Нового стиля в архитектуре выработано не было, происходит смешение стилей, утрачивается синтез архитектуры и скульптуры.
Существовали два основных направления в эклектике: древнерусское – в гражданском зодчестве и древневизантийское – в храмовой архитектуре. В программе представлены следующие памятники архитектуры:
В.О. Шервуд (1833-1897)
- здание Исторического музея в Москве на Красной площади – 1877-1883
А.Н. Померанцев (1848-1918)
- Верхние торговые ряды (1889-1893)
- Храм Александра Невского в Болгарии в Софии, в память русским воинам-освободителям (1880-е гг. XIX в.)
А.Л. Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев И.В.)
- Храм Спаса на Крови в Петербурге (1883-1907)
К.А. Тон (1794-1881)
- Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883)
В скульптуре происходит постепенное восприятие идей, эстетических взглядов, утверждавшихся в живописи. Преобладает развитие монументальной скульптуры и историко-патриотическая тема в ней.
М.О. Микешин (1835-1896)
- Памятник «Тысячелетию России» в Новгороде (1862)
- Памятник Б. Хмельницкому в Киеве – (1870-1888)
А.М. Опекушин (1838-1923)
- Памятник А.С. Пушкину в Москве – (1880)
М.М. Антокольский (1843-1902)
- «Петр I» (1872)
Этот раздел является заключительным во второй части пособия.
Таким образом, русское искусство второй половины XIX в. не было свободно от идеологических догм, они и формировали новые направления, основными характеристиками которых были: приоритет социальной тематики и «полезность обществу».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.