Создание обучающе-иллюстративного пособия в виде программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 11

Кроме монументальной скульптуры, развивалась скульптура малых форм, игравшая декоративное значение для оформления классических сооружений. В этом виде скульптуры работали С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, С.Ф. Щедрин.

Ф.П. Толстой работал над медальонами, посвященными Отечественной войне 1812.

Так отражена скульптура в программе «Культура России XIX века». Этот раздел является заключительным в первой части пособия.

КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Вторая часть программы «Культура России XIX века» посвящена истории культуры России второй половины XIX века. Стиль технического исполнения второй части схож с предыдущим, разве только изменен внешний дизайн и способ загрузки графических файлов, за счет чего достигается большая скорость работы программы на «слабых» ПК.

Не вдаваясь в процессы, происходившие в Академии Художеств скажем лишь, что на развитие культуры в указанный период очень сильное влияние оказала народническая идеология. Н.Г. Чернышевский в 1855 г. в своей диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности» начертал определенную эстетическую программу для молодежи. Он считал, что прекрасное – есть жизнь, величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, созданная образным мышлением.

Все мечты воображения делаются скучными перед действительностью. Поэтому задача художника – отражать действительность. В художественном произведении  главное -  содержание, идейная сторона, а не художественный язык, подчеркивалась воспитывающее значение любого художественного произведения. А сам художник должен быть трибуном, борцом, общественным деятелем. Воспевание красоты считалось «чистым искусством», т.е. искусство для искусства отвергалось.

Прочность эстетического учения Н.Г. Чернышевского в том, что из искусства выхолащивалась его сущность – образность, без которого искусство не будет таковым. Личность художника, его свободный порыв, его вдохновение, его истинные тайны высшей правды были безжалостно задавлены требованием социальной полезности. Автономия художника перестала существовать.

Главная формула искусства – красота сведена на нет. Искусство – копия с действительности. Вместо свободного, образного  искусства требовали иного. Искусство должно исполнять служебную, общественную роль.

Стремление сделать народ богатым и счастливым было основой ценностей разночинской интеллигенции 60-70-х гг. XIX в.

В идеологии «народопоклонства» благо народа ставилось выше ценностей созидания,  истины и добра – вечных ценностей.

Таким образом, русское искусство 60-80-х гг. XIX в. не было свободно от идеологических догм, они и сформировали новое направление в искусстве, основными характеристиками которого были: приоритет социальной тематики, искусство должно быть полезно обществу, играть воспитывающую роль в нем, художника считали носителем передовых общественных идеалов, признание народа ведущей силой в обществе. В 1870 г. образовалось Товарищество передвижных художественных выставок, члены которого исповедовали данную идеологию1.

Живопись из всех видов искусства выдвигается на первое место в силу эстетического воздействия на зрителя. Основным методом искусства 60-х гг. был критический реализм. Реализм – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства, правдивое, объективное отражение действительности. Встав на путь отражения правды жизни, художники–реалисты прежде всего обличали социальное зло. В русском искусстве преобладали социально-критические тенденции. Обличали власть имущих (помещиков, купцов, священников), сочувствовали страданиям народа. Отсюда метод противопоставления богатых – бедным; угнетенных сословий – привилегированным, на одном полюсе – условное зло, на другом – не менее условное добро.

Так в русской бытовой живописи 50-60-х гг. XIX в. мы видим разоблачение  мрачных, уродливых, безнравственных явлений капиталистического города. Наглядной иллюстрацией этой тематики являются произведения, представленные в программе. Здесь предоставляется увидеть произведения следующих авторов:

В.Г. Перов (1834-1882)