Создание обучающе-иллюстративного пособия в виде программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 12

-  «Тройка» - 1866

-  «Проводы покойника – 1865

-  «Сельский крестный ход на Пасху – 1861

-  «Чаепитие в Мытищах» - 1862 и другие.

Г.Г. Мясоедов (1835-1911)

-  «Земство обедает» - 1872

Пукирев В.В. (1832-1890)

-  «Неравный брак» - 1862

Неврев Н.В. (1830-1904)

-  «Торг. Сцены из недавнего прошлого» - 1866

Маковский В.Е. (1846-1920)

-  «Свидание» - 1883

-  «На бульваре» - 1886-1887

-  «Крах банка» - 1881

Постепенно в живописи начинает набирать силу тенденция поиска «положительного героя», некого антагониста идей бытового жанра. В полной мере это отразилось в творчестве мастеров портретного жанра. Художники пишут портреты интеллигенции. У народников особое отношение к ней. Интеллигенция, по их мнению, способна стать коллективным вождем, повести за собой народ. Так же, это помогало аыторам выразить свои гражданские идеалы, воспеть богатство внутреннего мира человека.

И.Н. Крамской (1837-1887)

-  портрет Л.Н. Толстого – 1873

-  автопортрет –1874

-  портрет П.М. Третьякова – 1876

-  «Христос в пустыне» - 1872

-  портреты крестьян 70-80-х гг.

В.Г. Перов

-  портрет Ф.М. Достоевского – 1872

-  портрет А.Н. Островского – 1871

-  портрет И.С. Тургенева - 1872

И.Е. Репин (1844-1930)

-  потрет Н.И. Пирогова – 1881

-  портрет П.А. Стрепетовой – 1882

-  портрет М.П. Мусоргского – 1881

-  портрет В.В. Стасова – 1883

Н.Н. Ге (1831-1894)

-  портрет А.И. Герцена – 1867

-  портрет Л.Н. Толстого – 1884

-  портрет Н. Петрункевич – 1893

Динамичнее всего в указанный период времени развивалась историческая живопись. В отличие от академической исторической живописи она имела не отвлеченно-идеализированный, а реально-жизненный характер. Условная театральность изображения сменилась правдой событий, характеров, исторической обстановки и быта. Была раскрыта роль народа в истории и современной жизни. Народ выступал как единый коллективный образ, как главное действующее лицо (В.И. Суриков, И.Е. Репин). При этом изображение народа как целого соединяется с разработкой отдельных характеров и лиц, с большим вниманием к человеческой индивидуальности. В.В. Стасов назвал этот тип картины – «хоровой картиной» по аналогии с массовыми, хоровыми сценами в операх М.П. Мусорского и А.П. Бородина1.

Одним из «новаторов» жанра был человек своим творчеством впервые показавший суровую неприукрашенную правду войны, сделав главными героями полотен – солдат. Это В.В. Верещагин. Именно он первым раскрыл аморальность  войн: больших и малых, тяжелый солдатский быт, кровь и пот.

Его творчество в программе представлено тремя циклами картин2.

Туркестанский цикл (картины батальные, морально-обличительные, этнографические)

-  У крепостной стены - 1871

-  Двери Тамерлана - 1872-1873

Балканский цикл

-  «Перед атакой. Под Плевной» -  1881

-   «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» - 1878-1879

-  «Пикет на Дунае» - 1878-1879

Цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 г.

-   «Не замай – дай подойти!» 1897-1895

Особняком можно выделить картину проклявшую войну - «Апофеоз войны» (1871).

Другим крупным живописцем, работавшем в историческом жанре был В.И. Суриков (1848-1916) – автор следующих картин:

-  «Утро стрелецкой казни» - 1881

-  «Боярыня Морозова» - 1887

-  «Меньшиков в Березове» - 1883

Еще один представитель этого жанра - И.Е. Репин (1844-1930) написал следующие полотна, репродукции которых представлены в программе:

-  «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.» - 1885

-  «Запорожцы» - 1880-1891

Замыкает череду живописцев, творивших в историческом жанре Н.Н. Ге (1831-1894). Основная часть произведений которого посвящена библейским сюжетам. В пособии представлены следующие картины:

-  Петр I допрашивает царевича Алексея В Петрограде» - 1871

-  «Тайная вечеря» - 1863

-  Христос и Никодим» - 1889

-  «Что есть истина? Христос и Пилат» - 1890