- «Тройка» - 1866
- «Проводы покойника – 1865
- «Сельский крестный ход на Пасху – 1861
- «Чаепитие в Мытищах» - 1862 и другие.
Г.Г. Мясоедов (1835-1911)
- «Земство обедает» - 1872
Пукирев В.В. (1832-1890)
- «Неравный брак» - 1862
Неврев Н.В. (1830-1904)
- «Торг. Сцены из недавнего прошлого» - 1866
Маковский В.Е. (1846-1920)
- «Свидание» - 1883
- «На бульваре» - 1886-1887
- «Крах банка» - 1881
Постепенно в живописи начинает набирать силу тенденция поиска «положительного героя», некого антагониста идей бытового жанра. В полной мере это отразилось в творчестве мастеров портретного жанра. Художники пишут портреты интеллигенции. У народников особое отношение к ней. Интеллигенция, по их мнению, способна стать коллективным вождем, повести за собой народ. Так же, это помогало аыторам выразить свои гражданские идеалы, воспеть богатство внутреннего мира человека.
И.Н. Крамской (1837-1887)
- портрет Л.Н. Толстого – 1873
- автопортрет –1874
- портрет П.М. Третьякова – 1876
- «Христос в пустыне» - 1872
- портреты крестьян 70-80-х гг.
В.Г. Перов
- портрет Ф.М. Достоевского – 1872
- портрет А.Н. Островского – 1871
- портрет И.С. Тургенева - 1872
И.Е. Репин (1844-1930)
- потрет Н.И. Пирогова – 1881
- портрет П.А. Стрепетовой – 1882
- портрет М.П. Мусоргского – 1881
- портрет В.В. Стасова – 1883
Н.Н. Ге (1831-1894)
- портрет А.И. Герцена – 1867
- портрет Л.Н. Толстого – 1884
- портрет Н. Петрункевич – 1893
Динамичнее всего в указанный период времени развивалась историческая живопись. В отличие от академической исторической живописи она имела не отвлеченно-идеализированный, а реально-жизненный характер. Условная театральность изображения сменилась правдой событий, характеров, исторической обстановки и быта. Была раскрыта роль народа в истории и современной жизни. Народ выступал как единый коллективный образ, как главное действующее лицо (В.И. Суриков, И.Е. Репин). При этом изображение народа как целого соединяется с разработкой отдельных характеров и лиц, с большим вниманием к человеческой индивидуальности. В.В. Стасов назвал этот тип картины – «хоровой картиной» по аналогии с массовыми, хоровыми сценами в операх М.П. Мусорского и А.П. Бородина1.
Одним из «новаторов» жанра был человек своим творчеством впервые показавший суровую неприукрашенную правду войны, сделав главными героями полотен – солдат. Это В.В. Верещагин. Именно он первым раскрыл аморальность войн: больших и малых, тяжелый солдатский быт, кровь и пот.
Его творчество в программе представлено тремя циклами картин2.
Туркестанский цикл (картины батальные, морально-обличительные, этнографические)
- У крепостной стены - 1871
- Двери Тамерлана - 1872-1873
Балканский цикл
- «Перед атакой. Под Плевной» - 1881
- «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» - 1878-1879
- «Пикет на Дунае» - 1878-1879
Цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 г.
- «Не замай – дай подойти!» 1897-1895
Особняком можно выделить картину проклявшую войну - «Апофеоз войны» (1871).
Другим крупным живописцем, работавшем в историческом жанре был В.И. Суриков (1848-1916) – автор следующих картин:
- «Утро стрелецкой казни» - 1881
- «Боярыня Морозова» - 1887
- «Меньшиков в Березове» - 1883
Еще один представитель этого жанра - И.Е. Репин (1844-1930) написал следующие полотна, репродукции которых представлены в программе:
- «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.» - 1885
- «Запорожцы» - 1880-1891
Замыкает череду живописцев, творивших в историческом жанре Н.Н. Ге (1831-1894). Основная часть произведений которого посвящена библейским сюжетам. В пособии представлены следующие картины:
- Петр I допрашивает царевича Алексея В Петрограде» - 1871
- «Тайная вечеря» - 1863
- Христос и Никодим» - 1889
- «Что есть истина? Христос и Пилат» - 1890
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.