Не менее разнообразно на «страницах» программы представлен материал по архитектуре первой половины XIX века. Это не случайно, ведь чувство патриотизма после воины1812 года проявилось как в произведениях живописцев, так и в архитектурных образах позднего классицизма (ампира). По своей природе архитектура является искусством, которое своим образом моделирует идеи времени. Архитектура – это материализованный образ времени. Не случайно, что в поисках средств выразительности зодчие обратились к наследию Древней Греции. Здания той поры в архитектурных формах воплощали идеи единства, величия, гармонии и свободного общества граждан, идеи разума и гуманизма. Люди начала XIX века боролись за идеи гражданственности, могущества человеческого разума, достоинства человеческой личности. Таким образом, в новых исторических условиях XIX века, используя основные принципы ордерной архитектуры Древней Греции, русские зодчие создают произведения, воплощающие веру в возможность построения гармоничного и свободного общества. Здания классического стиля – это монументальные сооружения, отличающиеся стройностью элементов, четкостью, симметричностью и взаимоподчиненностью. Это воплощение архитектурного идеала равновесия социальных слоев. Народ, не должен рабствовать, и каждая колонна Адмиралтейства, олицетворяющая монументализированный эквивалент человека, нигде не угнетена. Она легко, вместе с другими колоннами, несет фронтон, как бы добровольно исполняя свой долг. Отдельные портики, сохраняя самостоятельность, подчиняются общему ритму, нарастающему к центру. И все объединяет вознесшийся к небу шпиль – символ разумной и единой власти. Именно так образованные люди первой трети XIX века воспринимали поздний классицизм в архитектуре, в котором воплотились мечты о разумном, свободном мире1.
Весь период позднего классицизма в архитектуре (1800 – 1830-е гг.) можно разделить на два условных этапа. Первый этап (1800 – 1815 гг.), когда доминировали архитекторы А. Н. Воронихин (Казанский Собор, Горный институт, дом Лавалей, «Павильон роз» в Павловске и др.), А. Д. Захаров (Адмиралтейство, Стрелка Васильевского острова), Тома де Томон (здание биржы, Ростральные колонны). Их архитектурные произведения отмечены общностью стилевых основ, монументальностью, огромными фасадами и объемами, необычайной образной выразительностью. Но в то же время, они индивидуальны проявлением особого подчерка каждого, что придает им поэтическую одухотворенность. В программе творчество вышеупомянутых авторов представлено довольно широко. Так страницы, посвященные А. Н. Воронихину, А. Д. Захарову и Тома де Томону помимо материала иллюстративного характера содержат и текстовые статьи с пояснениями к тому или иному памятнику.
Начало второго этапа позднего классицизма в архитектуре (1815 – 1830-е гг.) совпадает с победоносным завершением Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Триумф в освободительной войне вызвал новый патриотический подъем в творчестве зодчих. Можно выделить несколько характерных черт этого этапа.
- ансамблевость архитектурного оформления Петербурга и Москвы, создаются ансамбли Дворцовой, Казанской, Сенатской площадей в северной столице: Красной, Театральной, Манежной площадей в первопрестольной;
- строительство новых видов общественных зданий – театров, бирж, вокзалов, манежей, казарм, учебных заведений, торговых рядов, пассажей;
- окончательное оформление площадей, перепланировка улиц, целых районов – заканчивается оформление Петербурга
В данный период жили и творили многие архитекторы, одним из которых был К. И. Росси. К числу его наиболее значимых произведений следует отнести оформление ансамбля дворцовой площади в Петербурге, возведение Михайловского дворца и строительство Театральной улицы, ныне получившей имя своего создателя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.