Создание обучающе-иллюстративного пособия в виде программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 5

В блестящем, импозантном облике Давыдова — вдохновенность и приподнятость чувств, романтическая взволнованность. Его лицо исполнено особого воодушевления, в нем, ощущается готовность к подвигу и в то же время мечтательность.

Портрет написан с поразительным живописным размахом, энергичными широкими мазками, построен на ярких цветовых и световых контрастах.

В портрете С. С. Уварова художник, использует традиции парадного портрета XVIII века. В позе, изящных манерах светского молодого человека — томная усталость, легкая задумчивость, некоторая разочарованность, и наряду с чувством внутреннего достоинства в его облике присутствует романтическая рисовка. Характеристику образа дополняет интерьер. Красочная гамма портрета изысканна.

Творчество О. А. Кипренского не ограничивается перечисленными работами. Он является автором многих других полотен, представленных в программе.

В. А. Тропинин – выходец из крепостных крестян является автором демократического портрета. В пособии представлены следующие его работы:

-  Гитарист. (1823 г.);

-  Кружевница. (1823 г.);

-  Портрет Арсения Тропинина, сына художника;

-  Портрет художника К. П. Брюллова;

-  Автопортрет на фоне окна, с видом на кремль.

К.П. Брюллов – новатор, создатель особого вида портрета – портрета-картины, на котором изображены два и более человек, есть сюжет и динамика развития1.

Одна из линий брюлловского творчества - так называемый «итальянский жанр», наиболее яркими образцами которого явились картины «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827). Это несколько приукрашенные образы итальянских красавиц в рефлексах солнечного света, отраженного в воде или пропущенного сквозь зелень листвы, - поэтически-условные «дочери прекрасной природы», родственные античным нимфам. Италия в произведениях Брюллова прельстительна, празднична, точно расцвечена радужными отсветами итальянского карнавала. В образе некоего вечного праздника жизни Брюллов обрел свою собственную тему, созвучную и соразмерную природе его таланта и его живописным пристрастиям ко всему пышному, богатому, великолепному. Однако, популярная романтическая идея подсказывала антитезу ведущей тенденции его искусства - изображать жизнь в патетически-приподнятом, праздничном обличье. Это антитеза «праздник-маскарад». Она составляет внутреннюю тему одного из лучших парадных портретов Брюллова – «Портрета Ю. П. Самойловой с Амацилией Паччини» (1839-1840.). Здесь особенно очевидно новаторство Брюллова по отношению к традиционному типу парадного портрета. Идя вослед Кипренскому, Брюллов, хотя его модели принадлежат высшему аристократическому и чиновному кругу, никогда не мотивирует парадного пафоса своих портретов сословной принадлежностью персонажа. Его герой - частный человек, его достоинство-красота, обаяние, изящество - в нем самом, а не в степени его возвышения на иерархической лестнице чинов и службы. Не случайно подавяющее большинство парадных изображений у Брюллова-это женские портреты. Настоящий праздник-это сам человек в своей самобытной, естественной красоте, свободный от стеснительных условностей «маскарада жизни». Если искусство Кипренского - это романтизм первооткрытия, как бы еще не знающий о том, что он именно романтизм, имя ему было еще не наречено, не оформлено в устойчивое понятие, то Брюллов имеет дело с романтизмом как с уже оформившейся системой признаков, тематических и эмоциональных стереотипов. Интимные портреты Брюллова замкнуты в кругу популярных элегических настроений, к восприятию которых современники были уже подготовлены и живописным, но в большей степени литературным романтизмом. Мечтательное уединение, одиночество, некое утомление - таковы основные мотивы этого ряда произведений Брюллова: «Портрет Н. В. Кукольника» (1836), «Портрет А. Н. Струговщикова» (1840), «Автопортрет» (1848).

Несколько отделяется от названного ряда поздний, написанный незадолго до смерти в Италии портрет М. А. Ланчи (1851). В нем традиционная для Брюллова декоративность и цветность живописи соединены с необычной для него трезвостью и острохарактерностью физиономической штудии старческого лица вольтеровского типа - исполненного живейшего интереса к окружающему, словно озаренного вспышкой острого внимания к собеседнику во время разговора, когда собеседником высказывается вдруг какая-нибудь неожиданная, интригующая мысль. Это стиль аналитического портретизма, развитый впоследствии реализмом XIX века.