Создание обучающе-иллюстративного пособия в виде программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 4

 


Подпись: Титульный лист

Общие сведения

 

Архитектура

 

Живопись

 

Скульптура

 

Арх. Тулы

 

Бытовой жанр

 

Портретный жанр

 

Соц-бытовой жанр

 

Исторический жанр

 

Пейзажный жанр

 

Репин И. Е.

 

Верещагин В. В.

 

Суриков В. И.

 

Ге Н. Н.

 

Апофеоз войны

 

Двери Тамерлана

 

Перед атакой

 

Пикет на Дунае

 
 


КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

После описания общих принципов работы программы и ее структуры перейдем к рассмотрению содержательной части обеих приложений. Начнем с первой половины века. В этом приложении собрана информация по живописи, архитектуре и скульптуре.

В разделе «живопись» информация структурирована в соответствии с авторами, т.е. сначала появляется страница с именами живописцев, а потом при переходе по ссылке пользователь попадает на страницу, содержащую те или иные произведения выбранного автора. Всего в пособии представлены работы О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, А. Г. Венецианова и П. А. Федотова. Всех этих живописцев объединяет то, что им становилось тесно в рамках классицизма (академизма). Вслед за художниками Германии и Англии они творят в новом для России жанре – романтизме и достигают здесь значительных успехов. Цель в творчестве для вышеперечисленных людей состояла в показе раскрепощения внутреннего мира личности, передаче новых понятий о достоинстве человека, создании светлого образа жаждущей и ищущей гармонии личности, ее высоких духовных качеств. С такой задачей лучше всего справлялись представители портретного жанра. Ведь ни что иное как портрет, написанный талантливым живописцем, несет через века то величие, ту мощь которая была характерна людям русского общества после войны 1812 года, вызвавшей подъем национального самосознания. Для произведений всех авторов портретного жанра характерно наличие трех особенностей:

-  сложная, многоплоскостная посадка портретируемого человека;

-  общий темный фон на котором «высвечиваются» лицо и руки портретируемого, через которые, в основном, передается духовный мир человека, его чувства, эмоции, состояние, некий «внутренний порыв»;

-  обязательное наличие яркого пятна в одежде1.

Эти черты можно проследить в произведениях О. А. Кипренского, В. А. Тропинина и К. П. Брюллова.

О. А. Кипренский — старший современник А. С. Пушкина. В глубоко поэтических портретах художник, передал лучшие черты людей своего времени: богатство внутреннего мира, взволнованность чувств, героические, благородные стороны натуры. Так в портрете мальчика Александра Челищева (1808-1809) живописец показал пылкую, темпераментную натуру мальчика. Несмотря на детские черты лица, мы как бы ощущаем в нем формирующуюся активную, деятельную личность. Особая эмоциональность образа создается всем живописным строем произведения: контрастом света и тени, светлого лица и иссиня-черных волос, яркими насыщенными тонами красного, синего и белого цвета одежды.

Еще одна иллюстрация творчества О. А. Кипренского - парадный портрет Е. В. Давыдова принадлежит к шедеврам русской живописи. В нем запечатлен типичный для своего времени образ боевого воина.