Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 5

26.3.  Этому фрагменту А.  соответствуют сутры  Г. II. 1.9—12 и П.2.1.—8.  В   Б.  и  В.  таких  описаний  нет.

Обоснования помещения подобного описания в текст дхармашастры могут быть различными. Они сводятся к тому, что только обладающий набором «идеальных» качеств и ведущий себя подобающим образом по отношению к брахманам царь в состоянии сохранять власть над своей страной, налагать справедливое наказание на подданных, не вызывать возмущение с их стороны и т. д. (см. первые 50 шлок VII главы М.). В дхармасутрах обоснования такого рода отсутствуют.

Тезис охраны подданных как важная норма поведения царя именно в тезисной форме представлен в Б. 1.10.18.1, В. XIX. I и Г. II. 1.7.

Что касается вознаграждения царя за охрану подданных, то в тезисной форме это правило постулирует одна только Б. 1.10.18.1. Из числа дхармасутр лишь развитой текст А. в «большой» раджадхарме демонстрирует дуальную семантику темы «война»: она ведется для захвата добычи (А. П.26.2—3, ср. М. VII.87 — 88—89 — 90 слл.) —этот текст и текст А. II.10.11—12 в «малой» раджадхарме звучат в одном смысловом контексте, и она же дается для охраны подданных (А. П.26.2—3 — 4—8). И далее путем соответствующей организации текста устанавливается связь между охраной подданных и сбором налогов (А. И.26.2—3—(4—8)—9—17),     Б.     (1.10.18.9—12—13—15),     В.

Следовательно, если  пренебречь этой вторичной  мотивацией— война ведется для охраны подданных, в А.   (II.10.11—12, П.26.2—3—(4—8)—9—17),    Б.     (1.10.18.9—12—13—15).    В. (XIX. 16—20 — 21—37) и Г.  (II.I.13—23 —24—35) тема «налоги» вырастает непосредственно из «войны», но семантика того общего, что их объединяет, выясняется лишь из слова «добыча» в В. XIX. 20 и более явно из Г. П. 1.20—23: и военная добыча, и налоги достаются царю в качестве его содержания как средства к жизни. Следуя такой логике, составители Б. и Г. сразу за налоговыми  поступлениями   рассматривают   другие  источники пополнения казны: это обычно выморочное имущество, или такое, чей хозяин длительное время отсутствует (Б. 1.10.18.16 и Г. II.1.36—38), или тех лиц, которые не имеют или не могут иметь наследников (В. XIX.35—36), или, наконец, клады (Г. П.1.43— 45) —в этих случаях композиционная связь между фрагментами текста дхармасутр достаточно наглядна. Особенно многозначительна сутра  Б. 1.10.18.16  (о приобретении царем имущества, у которого нет хозяина): именно этот и подобные ему текст должны были бы получить продолжение в В. сразу за шлокой XIX.37 во фрагменте, касающемся имущественных    отношений такое происходит в Г. II. 1.36 слл.), привязанном к предшест вующему тексту по формальному признаку, если бы не то обстоятельство, что в В.  имущественные отношения сознательн, выносятся и рассматриваются в XVI главе. Поэтому   текст о имуществе, лишенном собственника и достающемся царю, поме10