Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 12

оскорбление словом и действием — П.27.14—17

воровство — 11.27.16—17 поле (недвижимость) — 11.28


оскорбление действием и ел вом П.3.4—11

воровство — II.3.12—15

поле   (недвижимость)   —  II,

16—25

долги, вклады — 11.3.26—39'


По данной структуре можно высказать следующие соображения. Прежде всего следует говорить не просто об уголовных преступлениях, а о сведенных в одну группу. Правда, тру сказать, стоит ли на первом месте прелюбодеяние или оскорбление, но заметно, во-первых, что оскорбления словом и действием определенно дифференцированы, во-вторых, оскорбление действием следует за оскорблением словом (как и в В. XIX., 12), а замыкает эту группу воровство.

18


Данная группа, или ряд, является устойчивой и составляет ядро судебных дел в дхармасутрах, что определяет и характер их процессуального права: суд в дхармасутрах разбирает те дела, которые основываются на свидетельских показаниях, т. е. уголовные. Как только в центре внимания составителя В. в XVI главе оказываются имущественные отношения, меняется и характер процесса: в тексте упоминаются не только показания свидетелей, но и документы и пользование, а на ряде примеров показана их значимость.

Эта группа, или ряд, в которую входят прелюбодеяние, оскорбление и воровство, является древней и сложившейся уже в дхармасутрах. Что именно эти дела, объединенные в ряд, составляют архетип судебных дел дхармасутр, доказывает неразвитая раджадхарма Б., где представлено только уголовное право. Список тяжких грехов, «лишающих касты»,— видимо,, древнейший в дхармасутрах — в АЛ.21.8 — в числе восьми грехов упоминает пять, тоже связанных с воровством, убийством и прелюбодеянием, которые входят и в число четырех «великих грехов». Уголовное право представляет собой архетип судебных дел и в литературе брахман. Вид этого ряда фактически не меняется и в дхармашастрах, так как «сахаса» — независимо от того, значит это понятие «грабеж» или «насилие»,— подключается либо к «краже» (как в М.), либо к «оскорблению» (как в Н.) в качестве продолжения развития этих тем. Подобное подсоединение вполне объяснимо с точки зрения как той семантики, которая объединяет элементы этого ряда, так, порой, и содержания самого текста (ср. М. VIII.322 и КА III. 17).

По образцу первоначального ряда уголовных дел составители дхармасутр выстраивают второй ряд судебных дел, связанный с темой «поле», или «недвижимость». Он подключается к ряду уголовных дел, поскольку оба строятся в семантическом ключе «ущерба», который наносится «внутреннему» и «внешнему» «телу» человека; важными составными частями последнего являются дом и поле. Между тем на примере А. II.28 особенно хорошо видно, что фрагменты II.28.1—4 и 5—10 выглядят в глазах составителя самостоятельными частями одной темы — «поле», текст II.28.7—10 как бы «пристегнут» к тексту II.28.5—6 и является по отношению к последнему вторичным, а заключительный в главе фрагмент II.28.11—13, обрамляя вместе с вводными сутрами ее текст в виде рамки, еще раз подтверждает, что речь идет именно о теме «поле».

Третья группа, или ряд, судебных дел — «долги» и «вклады», а лучше сказать — «долги» и как продолжение этой темы — «вклады»,— представлена в Г. Причем тема «долги» распадается на две части: сначала они рассматриваются в аспекте процент — ссуда (II.3.26—33), затем — выплата долга (II.3.37—38).

Подключение этой группы, или ряда, к теме «поле» может быть понято как в контексте «ущерба» собственности, так и с и точки зрения, что из темы «поле» в А. и Г. уже вычленяется

19