Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 15

Что касается раджадхармы в М., Я. и Виш., то здесь   связь между этими двумя ее частями достаточно наглядна, а в Я. она выражена еще и самим текстом: к первой части раджадхармы, строго говоря, относятся  шлоки  1.308—352.     Заключительный фрагмент I книги тематически тяготеет к книге II, и деление раджадхармы на рубеже шлок I. 352—353 сомнения не вызывает. Между прочим, шлоки 1.365—367 приводят классификацию наказаний и те обстоятельства, которыми при их наложении должен руководствоваться суд, а во II книге говорится о судебной деятельности. В этой связи в шлоках 1.361—364 приводятся меры веса, переходящие в весовые денежные единицы и служащие для исчисления денежных штрафов. Причем высший штраф «сахаса» — 1080 пан — находит прямое соответствие в штрафе 13,5 пан, который упоминается во II книге. Вс это указывает на органическое единство обеих частей раджадхармы в Я. Структура соответствующего текста М., помещен ного,  впрочем,  в  раздел  вьявахары   (ср.  VIII.125—130—131 137—138), и Виш. (ср. III — IV — V) такая же.

Если в дхармасутрах композиция раджадхармы была такова, что тема «преступление — наказание», завершающаяся подтемой «суд», имела в своей основе развитый мотив наказания преступника, то в дхармашастрах выведение оппозиции «преступление — наказание» из разделов о судопроизводстве в разделы, описывающие военную, налоговую и иную деятельность царя, способствовало включению в разделы о судопроизводстве массы правовых случаев с ослабленной семантикой «преступления» (ослабленный вариант «химсы» — «ущерба»). В дхармашастрах с их построением суд — судебная практика судебные дела выступают в качестве традиционных 18 поводов (предметов) судебного разбирательства (по терминологии М. VIII.7. «пада»), или «случаев из практики судебных дел» (Куллука на М., VIII.7).                               

Причина организационного обособления материала, связанного с судебной практикой, очевидно, заключается в том, что эта сфера социальной практики приобретает для дхармашас все большую значимость. Постепенно они становятся авторитетными правовыми текстами.

Вьявахара, т. е. судебная деятельность царя, не просто о собляется: первая часть раджадхармы, которую мы разбирали на примере текста дхармасутр   (по-видимому,    она была Д; раджадхармы первичной, ее ядром), уходит в тень и практически  сводится  на  нет,  тогда  как вьявахара  становится  текстом   вполне  самостоятельным.   Смысловым   выражением раджадхармы, следовательно, становится сфера    суда и судебной практики.

Это явление особенно заметно, начиная с Я., где первой части раджадхармы посвящены шлоки 1.308—367, а второй —" шлоки  II   книги.   В   Виш.  это  будут  соответственно 98 сутр шлок III главы и 370 сутр и шлок глав V—XIV, а в Н., объем

22