Что касается раджадхармы в М., Я. и Виш., то здесь связь между этими двумя ее частями достаточно наглядна, а в Я. она выражена еще и самим текстом: к первой части раджадхармы, строго говоря, относятся шлоки 1.308—352. Заключительный фрагмент I книги тематически тяготеет к книге II, и деление раджадхармы на рубеже шлок I. 352—353 сомнения не вызывает. Между прочим, шлоки 1.365—367 приводят классификацию наказаний и те обстоятельства, которыми при их наложении должен руководствоваться суд, а во II книге говорится о судебной деятельности. В этой связи в шлоках 1.361—364 приводятся меры веса, переходящие в весовые денежные единицы и служащие для исчисления денежных штрафов. Причем высший штраф «сахаса» — 1080 пан — находит прямое соответствие в штрафе 13,5 пан, который упоминается во II книге. Вс это указывает на органическое единство обеих частей раджадхармы в Я. Структура соответствующего текста М., помещен ного, впрочем, в раздел вьявахары (ср. VIII.125—130—131 137—138), и Виш. (ср. III — IV — V) такая же.
Если в дхармасутрах композиция раджадхармы была такова, что тема «преступление — наказание», завершающаяся подтемой «суд», имела в своей основе развитый мотив наказания преступника, то в дхармашастрах выведение оппозиции «преступление — наказание» из разделов о судопроизводстве в разделы, описывающие военную, налоговую и иную деятельность царя, способствовало включению в разделы о судопроизводстве массы правовых случаев с ослабленной семантикой «преступления» (ослабленный вариант «химсы» — «ущерба»). В дхармашастрах с их построением суд — судебная практика судебные дела выступают в качестве традиционных 18 поводов (предметов) судебного разбирательства (по терминологии М. VIII.7. «пада»), или «случаев из практики судебных дел» (Куллука на М., VIII.7).
Причина организационного обособления материала, связанного с судебной практикой, очевидно, заключается в том, что эта сфера социальной практики приобретает для дхармашас все большую значимость. Постепенно они становятся авторитетными правовыми текстами.
Вьявахара, т. е. судебная деятельность царя, не просто о собляется: первая часть раджадхармы, которую мы разбирали на примере текста дхармасутр (по-видимому, она была Д; раджадхармы первичной, ее ядром), уходит в тень и практически сводится на нет, тогда как вьявахара становится текстом вполне самостоятельным. Смысловым выражением раджадхармы, следовательно, становится сфера суда и судебной практики.
Это явление особенно заметно, начиная с Я., где первой части раджадхармы посвящены шлоки 1.308—367, а второй —" шлоки II книги. В Виш. это будут соответственно 98 сутр шлок III главы и 370 сутр и шлок глав V—XIV, а в Н., объем
22
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.