страивалось под модель) несколько однопорядковых жертвоприношений. Организация материала в виде таких же рядов наблюдается в правовом тексте дхармашастр, что мы и постараемся показать, решая попутно вопросы источниковедения дхармашастры.
Сложная техническая регламентация ритуала и соответственно классификация его элементов не объяснялись каким-то природным свойством мышления индоариев, а были естественным и необходимым следствием (развитием) актуализации ритуала как социально значимой сферы социальной практики — как тип деятельности ритуал просто не в состоянии развиваться иным образом. Затем подобное освоение, или описание материала становится матрицей, наложившей свой отпечаток на духовную культуру Индии в разных аспектах.
Как известно, правовой материал дхармашастры содержится главным образом в раджадхарме, или разделе, излагающем деятельность царя, где приводится определенный набор правил его поведения. Дхармы (нормы поведения, жизни), присущие тем или иным варнам, в том числе царю-кшатрию, делятся на сакральные и мирские. Если первые, за исключением дхарм брахмана, не отличаются друг от друга и одинаковы для всех варн дваждырожденных, то последние мыслятся как особые средства к жизни — материальные источники существования, неодинаковые для разных варн (особые дхармы признаются и для шудр). Из шастр также известно, что основная дхарма царя — охрана подданных (в расширительном толковании — живых существ), вознаграждением за которую (особым средством к жизни) являются, в частности, налоги, которые подданные платят царю. Однако шастры, описывающие особые дхармы царя-кшатрия, начиная с А.2 и кончая Виш., не вполне последовательны. В соответствии с А. II. 10.7, особые дхармы царя-кшатрия состоят в наложении наказания и ведении сражения; КА. I. 3.6 — в приобретении средств к жизни оружием и охране земли. Согласно Б. 1.10.18.3 и В. II. 17, они состоят в охране подданных оружием, и об охране подданных, очевидно, оружием, также говорят М. 1.89 и Я. I. 119. Причем, судя по Я. 1.341, охрана подданных находит выражение в войне, т. е. война выводится из охраны подданных. Наконец, согласно Г. II. 1.7—8, дхарма царя имеет в виду охрану живых существ и наложение наказания.
Учитывая, что особые дхармы царя-кшатрия должны были как-то организовывать текст раджадхармы, при рассмотрении его как их проекции, следует признать, что композиции раджадхармы больше соответствуют формулировки особых дхарм в А. и КА. Таким образом, война — добывание средств к жизни оружием и наказание — очевидно, имеет ту же семантику, что и охрана подданных, так как наказание охраняет нормы жизни в-пределах четырехварнового и четырехашрамного мира — две разные особые дхармы царя-кшатрия, делающие раджадхарму
7
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.