Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 18

Предметы судопроизводства, начиная с «неуплаты долгах кончая «спором хозяина и пастуха», объединены в М. единой семантикой: это обязательственное право,    и каждый предмет может быть обозначен как невыполнение обязательства или нарушение договора. Соответствующие формулировки присутствуют  в тексте дхармашастры.  О  «неуплате долга» говорится VIII.51:   «Отрицающего,  [что он   брал в  долг]  имущество,   не уличенного надо заставить отдать имущество кредитора и не- большую часть в виде штрафа в соответствии с возможностями [должника]»; о «вкладе» — в VIII.181: «Кто не возвращает депозитору вклад по его просьбе, должен быть допущен судьей отсутствие депозитора»;  о «совместном  предприятии» — в VII. 206—207: «Если [один]  из жрецов, выбранных для жертвоприношения, оставляет свое служение [по болезни    и т. д.], ему должна быть дана другими доля  [вознаграждения], соответствующая [сделанной им] работе»; «оставляющий свое служении когда   жертвенные  дары  [уже]   розданы,   пусть   получает   всю долю, а заканчивает служение, выставив заместителя».

Далее текст имеет позитивный характер и разбирает вопрос об оплате услуг жрецов. Что касается «неуплаты жалованья», то в VIII.215 говорится: «Наемный работник, который, не будучи больным, из наглости не выполняет установленную работ должен быть оштрафован на восемь кришнал, и его жалованье не должно быть ему уплачено». «Неуплата жалованья» связана с «совместным предприятием», так как в обоих случаях в центре

25


внимания составителя оплата труда жрецов и работников, нанятых работодателем. О «нарушении соглашения» в VIII.219 сказано: «Человека, который, заключив скрепленное клятвой соглашение с общиной, с деревней или округом, «нарушает [его] из жадности, царю следует изгнать из страны»; об «отказе от купли-продажи» — в VIII.222: «Если кто в этом мире, купив или продав что-либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить это имущество в продолжение десяти дней». Наконец, «спор хозяина и пастуха» касается в VIII.229 слл. невыполнения пастухом принятых на себя обязательств (в КА речь идет только о потраве, что соответствует М. VIII.237—244).

Очевидно, семантика «продажи несобственником» тоже должна заключаться в невыполнении обязательства (и менее важно то, что в данном случае они не могут быть соблюдены), как то следует из VIII. 199: «Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны недействительными согласно правилу судопроизводства». Этот предмет связан с предыдущим — «вкладом» — самим текстом, так как в шлоках VIII.191 и VIII.197—198 присваивающий вклад и требующий его вернуть, не передав на хранение, и соответственно продавец чужого имущества уподобляются ворам и наказываются как воры.

Не соблюдается обязательство и в случае «непередачи того, что подарено» согласно VIII.212: «Если кем-нибудь деньги были даны [для исполнения] дхармы кому-нибудь, просившему их, а потом были использованы не по назначению, дарение не считается таковым». Причем этот предмет судебной процедуры тоже связан с предыдущим — «совместным предприятием» — самим текстом, так как в VIII.212 имеется в виду предоставление средств на устройство жертвоприношения, а непосредственно перед этим говорится о найме устроителем жертвоприношения жрецов для его совершения.

Важным связующим звеном между предметами обязательственного и уголовного права является в М. тема «недвижимость». Строго говоря, она не имеет отношения к «спору хозяина и пастуха», т. е. ответственности пастуха перед хозяином за его скот, а в рамках этой рубрики касается их общей ответственности за потравленный скотом чужой посев, т. е. предполагает более древний семантический ключ — на это указывает текст КА III. 10.22—34. Тема «недвижимость», если ее сводить к потраве, в М. входит в предмет судопроизводства «спор хозяина я пастуха», где она обособлена и связана со «спором хозяина «пастуха» шлоками VIII.237—238: в них и далее составитель обращается к потраве поля. Однако если рассматривать тему как макроряд по аналогии с дхармасутрами, то она покрывает в М. и Я. как «спор хозяина и пастуха», так и «спор о границе», а в Н. всю XI главу. В обеих упомянутых рубриках М. присутствует ключ ахимсы», или «ущерба»: сначала «полю»— в VIII. 238 (см. также VIII.240—243), затем «скоту» (VIII.244) и, наконец, «меже» (семантический вариант ущерба полю).

27