Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы"

Страницы работы

Содержание работы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

 Утверждены

Ученым советом

экономического факультета

 9 марта 2006 г., пр. № 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭКОНОМИКА

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

(специальность — 080502.65 Экономика и управление на предприятии (социально-культурная сфера)

(для всех форм обучения)

Cанкт-Петербург

2007

Кафедра экономики

Составитель

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики Е. Я. Морозова

Рецензент

доцент СПбГУП, кандидат экономических наук Э. Д. Тихонова

Пояснительная записка

Законы и механизмы развития социально-культурной сферы традиционно являлись предметами исследования специалистов различных областей знаний — философов, культурологов, педагогов, психологов и социологов, однако современные процессы функционирования и развития социально-культурной сферы требуют в первую очередь экономического осмысления.

Такие высокодоходные отрасли, как кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видеопродукции, рекламный и модельный бизнесы, антреприза, игорный бизнес, туризм качественно изменили традиционное представление о характере социально-культурной деятельности. Социально-культурная сфера во всем мире (а сегодня уже и в России) рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов и налоговых платежей в государственные бюджеты.

Цель дисциплины «Экономика социально-культурной сферы» является овладение студентами теоретическими основами экономики социально-культурной сферы, практическими навыками организации финансово-экономической деятельности коммерческих и некоммерческих организаций культуры и досуга.

К числу наиболее важных задач самостоятельной работы по изучению дисциплины «Экономика социально-культурной сферы» следует отнести: формирование у студентов умений и навыков работы с нормативными документами, экономической литературой, информационными ресурсами Интернета, посвященных экономическим проблемам социально-культурной сферы, усвоение студентами специальной экономической терминологии, развитие экономического мышления.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:

— экономические аспекты системы культурных потребностей;

— структуру и принципы формирования социально-культурной сферы;

экономические границы сферы и факторы, их определяющие;

— принципы и факторы территориального размещения организаций социально-культурной сферы;

— структуру материальных, трудовых и финансовых ресурсов социально-культурной сферы и источники их формирования;

— прямые и косвенные методы государственного регулирования экономикой социально-культурной сферы;

— особенности и виды конкуренции в социально-культурной сфере;

— типологию продукта в социально-культурной сфере;

— особенность рынка товаров и услуг социально-культурной сферы;

— специфику коммерческого и некоммерческого ценообразования в социально-культурной сфере.

Уметь:

— анализировать причины и факторы территориального размещения организаций социально-культурной сферы в условиях рынка;

— анализировать современные тенденции формирования ресурсов социально-культурной сферы;

— выделять особенности формирования рынков конкретных видов товаров и услуг в социально-культурной сфере;

— определять ценовую стратегию и анализировать цены на различные виды социально-культурных услуг;

— анализировать механизмы экономической деятельности организаций социально-культурной сферы;

— выявлять основные социально-экономические проблемы и перспективы развития социально-культурной сферы в России.

Структурно учебная дисциплина состоит из учебного материала, сгруппированного в десяти темах и охватывающего наиболее важные аспекты функционирования социально-культурной сферы в рыночных условиях. В соответствии с учебным планом специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (социально-культурная сфера)» на изучение данной дисциплины всего предусмотрено 166 часов, в том числе: 72 часа — на аудиторную работу (40 часов — на лекции, 32 часа — на семинарские и практические занятия) и 94 часа — на самостоятельную работу. Кроме того, в рамках изучения учебной дисциплины предусмотрено выполнение студентами курсовой работы.

Настоящие методические рекомендации призваны помочь студентам правильно ориентироваться в изучаемой дисциплине, рационально распределять время, отведенное на ее изучение. Для удобства восприятия за основу составления методических рекомендаций взяты темы изучаемой дисциплины.

Рекомендации по изучению теоретического материала содержат: название темы, цель и задачи ее изучения, основные вопросы, подлежащие изучению на лекциях, контрольные вопросы, направленные на выявление степени усвояемости темы, а также те знания и умения, которыми должны располагать студенты после ее изучения.

Похожие материалы

Информация о работе