САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
Утверждены
Ученым советом
экономического факультета
9 марта 2006 г., пр. № 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
(специальность — 080502.65 Экономика и управление на предприятии (социально-культурная сфера)
(для всех форм обучения)
Cанкт-Петербург
2007
Кафедра экономики
Составитель
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики Е. Я. Морозова
Рецензент
доцент СПбГУП, кандидат экономических наук Э. Д. Тихонова
Пояснительная записка
Законы и механизмы развития социально-культурной сферы традиционно являлись предметами исследования специалистов различных областей знаний — философов, культурологов, педагогов, психологов и социологов, однако современные процессы функционирования и развития социально-культурной сферы требуют в первую очередь экономического осмысления.
Такие высокодоходные отрасли, как кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видеопродукции, рекламный и модельный бизнесы, антреприза, игорный бизнес, туризм качественно изменили традиционное представление о характере социально-культурной деятельности. Социально-культурная сфера во всем мире (а сегодня уже и в России) рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов и налоговых платежей в государственные бюджеты.
Цель дисциплины «Экономика социально-культурной сферы» является овладение студентами теоретическими основами экономики социально-культурной сферы, практическими навыками организации финансово-экономической деятельности коммерческих и некоммерческих организаций культуры и досуга.
К числу наиболее важных задач самостоятельной работы по изучению дисциплины «Экономика социально-культурной сферы» следует отнести: формирование у студентов умений и навыков работы с нормативными документами, экономической литературой, информационными ресурсами Интернета, посвященных экономическим проблемам социально-культурной сферы, усвоение студентами специальной экономической терминологии, развитие экономического мышления.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:
— экономические аспекты системы культурных потребностей;
— структуру и принципы формирования социально-культурной сферы;
экономические границы сферы и факторы, их определяющие;
— принципы и факторы территориального размещения организаций социально-культурной сферы;
— структуру материальных, трудовых и финансовых ресурсов социально-культурной сферы и источники их формирования;
— прямые и косвенные методы государственного регулирования экономикой социально-культурной сферы;
— особенности и виды конкуренции в социально-культурной сфере;
— типологию продукта в социально-культурной сфере;
— особенность рынка товаров и услуг социально-культурной сферы;
— специфику коммерческого и некоммерческого ценообразования в социально-культурной сфере.
Уметь:
— анализировать причины и факторы территориального размещения организаций социально-культурной сферы в условиях рынка;
— анализировать современные тенденции формирования ресурсов социально-культурной сферы;
— выделять особенности формирования рынков конкретных видов товаров и услуг в социально-культурной сфере;
— определять ценовую стратегию и анализировать цены на различные виды социально-культурных услуг;
— анализировать механизмы экономической деятельности организаций социально-культурной сферы;
— выявлять основные социально-экономические проблемы и перспективы развития социально-культурной сферы в России.
Структурно учебная дисциплина состоит из учебного материала, сгруппированного в десяти темах и охватывающего наиболее важные аспекты функционирования социально-культурной сферы в рыночных условиях. В соответствии с учебным планом специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (социально-культурная сфера)» на изучение данной дисциплины всего предусмотрено 166 часов, в том числе: 72 часа — на аудиторную работу (40 часов — на лекции, 32 часа — на семинарские и практические занятия) и 94 часа — на самостоятельную работу. Кроме того, в рамках изучения учебной дисциплины предусмотрено выполнение студентами курсовой работы.
Настоящие методические рекомендации призваны помочь студентам правильно ориентироваться в изучаемой дисциплине, рационально распределять время, отведенное на ее изучение. Для удобства восприятия за основу составления методических рекомендаций взяты темы изучаемой дисциплины.
Рекомендации по изучению теоретического материала содержат: название темы, цель и задачи ее изучения, основные вопросы, подлежащие изучению на лекциях, контрольные вопросы, направленные на выявление степени усвояемости темы, а также те знания и умения, которыми должны располагать студенты после ее изучения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.