Необходимо помнить, что, несмотря на сложившуюся точку зрения о том, что социально-культурная сфера — это сфера услуг, результат деятельности организаций социально-культурной сферы может иметь не только нематериальную, но и вещественную форму. Поэтому при подготовке к первому вопросу семинара особое внимание следует обратить на отличительные свойства материального продукта и нематериального продукта (услуги), классификации материальных продуктов и услуг социально-культурной сферы.
Из литературных источников целесообразно изучить [6, 8].
Семинарское занятие 4
Семинарское занятие проводится в рамках изучения темы 5 (2 часа).
Цель занятия: углубить знания студентов, полученные в ходе изучения темы 5, относительно путей увеличения объемов производства и расширения каналов реализации культурных услуг организаций социально-культурной сферы.
Вопросы для обсуждения
1. Современные тенденции формирования рынка социально-культурных услуг.
2. Понятие, виды и функции вторичных продуктов организаций социально-культурной сферы.
3. Понятие и функции вторичных рынков в культуре, искусстве и шоу-бизнесе.
4. Производство вторичных продуктов и развитие вторичных рынков как важное условие повышения доходности коммерческих и некоммерческих организаций социально-культурной сферы.
Рекомендации по подготовке к семинару
При подготовке к семинару следует помнить, что производство вторичного продукта является актуальным только для организации культуры и шоу-бизнеса, производящих разнообразные услуги. Кроме того, для каждой организаций в зависимости от направления деятельности вторичный продукт и вторичные рынки будут различны.
Необходимо также определить основные причины, препятствующие активному применению этих механизмов повышения доходности организаций культуры в России в отличие от других стран мира (США, например).
Из литературных источников необходимо изучить [6].
Семинарское занятие 5
Тема: Специфика ценообразования и ценовая конкуренция
в социально-культурной сфере
Семинарское занятие проводится в рамках изучения тем 6 и 7 (2 часа).
Цель занятия: закрепить теоретические знания студентов, полученные в ходе лекций и самостоятельной подготовки, относительно особенностей ценообразования на услуги организаций культуры и досуга.
Вопросы для обсуждения
1. Механизм формирования коммерческих цен на услуги организаций социально-культурной сферы.
2. Механизм формирования самоокупаемых и льготных цен на услуги организаций социально-культурной сферы.
3. Ценовая дискриминация в социально-культурной сфере и ее виды.
4. Особенность ценовой конкуренции в социально-культурной сфере.
Рекомендации по подготовке к семинару
При подготовке к ответам на первый и второй вопросы следует помнить схемы формирования коммерческой и некоммерческой цены на услуги и уметь их интерпретировать с точки зрения понятий коммерческая, самоокупаемая и льготная цена.
При подготовке на третий вопрос следует изучить сущность и формы ценовой дискриминации (см. перечень терминов). Желательно приготовить примеры конкретных видов организаций социально-культурной сферы, активно применяющих ценовую дискриминацию с указанием возможных причин для этого.
При подготовке на последний вопрос целесообразно использовать информационные ресурсы Интернета, характеризующие цены на однородные виды услуг на рынках Санкт-Петербурга и других регионов (для заочников).
Семинарское занятие 6
Тема: Проблемы и перспективы экономического развития некоммерческих организаций культуры и искусства в условиях рынка
Семинарское занятие проводится в рамках изучения тем 10 (2 часа).
Цель занятия: закрепить и расширить знания студентов, полученные в ходе лекций и самостоятельной работы, относительно специфики экономической деятельности бюджетных и частных некоммерческих организаций социально-культурной сферы в современных условиях.
Вопросы для обсуждения
1. Модели культурных политик государств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.