Актуальность данной темы заключается в том, что перестройка внесла существенные коррективы в механизм территориального размещения организаций социально-культурной сферы. На смену плановому методу, основанному на специальных нормативах, пришел рыночный метод, предусматривающий создание новых организаций социально-культурной сферы в соответствии с рыночным спросом на конкретные виды услуг.
Поскольку местные бюджеты, как правило, не располагают средствами для строительства новых социально-культурных объектов, а частный капитал вкладывается в первую очередь в коммерческие объекты, проблема сохранения некоммерческих организаций культуры и искусства становится чрезвычайно актуальной.
В результате изучения темы студент должен знать:
— сущность территориальной организации социально-культурной сферы;
— особенности влияния природных, населенческих и экономических факторов на территориальное размещение организаций социально-культурной сферы;
— модели развития и размещения социально-культурной сферы (в высокоразвитых странах, развивающихся странах, постсоветских странах);
В результате изучения темы студент должен понимать:
— под влиянием каких факторов происходит современное территориальное размещение различных видов организаций социально-культурной сферы в России.
Контрольные вопросы
1. В каких случаях социально-культурная сфера выступает в качестве градообразующего фактора?
2. Каковы возможные последствия опережающего развития отраслей социально-культурной сферы по сравнению с отраслями материального производства?
3. Чем обусловлено очаговое размещение отраслей социально-культурной сферы в странах с недостаточно развитой рыночной экономикой?
4. Для строительства каких организаций социально-культурной деятельности природно-климатические факторы играют важнейшую роль?
5. Какие виды социально-культурной деятельности представлены в настоящее время предприятиями малого и среднего бизнеса?
Тема 4. Ресурсное обеспечение социально-культурной сферы
Основные вопросы
1. Материальные, трудовые и информационные ресурсы социально-культурной сферы, их значение для производства конкурентоспособных товаров и услуг.
2. Источники формирования ресурсов организаций социально-культурной сферы.
3. Современные тенденции формирования материальных и трудовых ресурсов коммерческих и некоммерческих организаций социально-культурной сферы.
4. Проблемы развития благотворительности и коммерческого инвестирования ресурсов в социально-культурную сферу России.
Цель и задачи изучения темы: изучить структуру, принципы и механизм формирования ресурсов социально-культурной сферы.
Актуальность данной темы заключается в том, что материальные, трудовые и финансовые ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике социально-культурной сферы целый ряд особенностей в трактовке и понимании. Именно этим особенностям и уделяется основное внимание при изучении данной темы. Например, при изучении вопроса, касающегося структуры материальных ресурсов, особое внимание уделено таким специфическим видам, как «естественные культурные блага», памятники архитектуры, культуры и истории, активно используемые в сфере туризма, санаторно-курортного отдыха и т. п.
В результате изучения темы студент должен знать:
— ключевые определения по теме;
— структуру и механизм формирования материальных ресурсов социально-культурной сферы;
— структуру и механизм формирования трудовых ресурсов социально-культурной сферы;
— структуру и механизм формирования финансовых ресурсов социально-культурной сферы;
— систему финансового обеспечения организаций социально-культурной сферы из бюджетных и внебюджетных источников.
В результате изучения темы студент должен понимать:
— специфику и значение материальных и трудовых ресурсов в сфере культурных услуг;
— различия в структуре источников формирования ресурсов коммерческих и некоммерческих организаций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.