Контрольные вопросы
1. Какие виды материальных ресурсов используют организации социально-культурной сферы?
2. Что такое «естественное культурное благо», каким образом оно используется организациями социально-культурной сферы?
3. Как можно оценить современное состояние трудовых ресурсов социально-культурной сферы.
4. В чем заключаются информационные ресурсы сферы?
5. Какой из имеющихся ресурсов: материальных, трудовых, информационных, финансовых кажется Вам наиболее важным для успешного функционирования социально-культурной сферы?
6. Каким организациям социально-культурной сферы и на какие нужды выделяются финансы из бюджетных и государственных внебюджетных источников.
Тема 5. Характер продукта в социально-культурной сфере
Основные вопросы
1. Продукт как результат деятельности предприятий и организаций.
2. Типология продуктов по степени вещественности и функциональным свойствам.
3. Типология продуктов по степени соответствия экономическим целям деятельности организации.
4. Типология продуктов по степени соответствия профилю деятельности организации.
5. Вторичный продукт и вторичные рынки сферы культуры и искусства.
6. Специфика производства и реализации услуг в социально-культурной сфере.
Цель изучения темы: ознакомить студентов с разнообразием продуктов предприятий социально-культурной сферы, изучить типологии продуктов организаций социально-культурной сферы в зависимости от различных признаков.
Актуальность данной темы заключается в отсутствии единого взгляда экономистов на структуру продуктов, производимых и реализуемых в социально-культурной сфере. Многие специалисты, например, отрицают наличие материальных продуктов (считают нужным относить их к сфере материального производства), материальных услуг (относят их к сфере бытового обслуживания). Таким образом, рынок товаров и услуг социально-культурной сферы автоматически сужается только культурными, досуговыми, образовательными, информационными и прочими услугами.
Между тем, изучение производственных и информационных средств социально-культурной деятельности, предметов-посредников и других видов материальных продуктов социально-культурной сферы представляется весьма обоснованным. Не менее важным представляется выделение коммерческих и некоммерческих продуктов, основных и дополнительных услуг организаций социально-культурной сферы.
Особую актуальность в современных условиях представляет изучение студентами понятия и сущности вторичных продуктов и вторичных рынков как важных условий повышения эффективности работы организаций культуры, шоу-бизнеса и искусства и их доходности.
В результате изучения темы студент должен знать:
— ключевые определения по теме;
— типологию продуктов по различным признакам.
В результате изучения темы студент должен понимать:
— специфику производства и реализации культурных услуг.
В результате изучения темы студент должен уметь:
— с помощью имеющихся признаков «идентифицировать» любой продукт или услугу.
Контрольные вопросы
1. Что общего и в чем отличие материального продукта от материальной услуги?
2. Что такое предмет-посредник, от чего зависит степень его востребованности потребителями, какие предметы-посредники имеются у вас дома?
3. Может ли один и тот же продукт в зависимости от выполняемых функций являться одновременно и средством и предметом культуры? Если да, то при каких условиях? (Приведите примеры).
4. Что легче производить и реализовывать: продукт, имеющий вещественную форму и устойчивые потребительские свойства, или продукт, не имеющий ни того, ни другого?
5. Почему предприятия, оказывающие услуги, имеющие для потребителя возможный материальный (в первую очередь финансовый) результат, относятся к числу наиболее рентабельных в социально-культурной сфере?
6. Каждое ли предприятие может (и должно) производить вторичный продукт и развивать вторичные рынки для повышения своего имиджа и доходности? Для каких организаций эта мера наиболее актуальна.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.