Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Утверждены
Ученым советом
экономического факультета
5 октября 2001 г., пр. № 2
Планы семинарских занятийпо дисциплине
Экономикасоциально-культурной сферы
(специальность — 053100 Социально-культурная деятельность)
Санкт-Петербург
2002
Кафедра экономики
Составители:
доцент, кандидат экономических наук Е. Я. Морозова;
профессор, кандидат экономических наук Э. Д. Тихонова
Рецензент
профессор, доктор экономических наук А. Г. Столбов
Пояснительная записка
Семинарские и практические занятия по дисциплине “Экономика социально-культурной сферы” предполагают усвоение, углубление и расширение знаний, полученных на лекциях.
В соответствии с тематическим учебным планом студентам дневного отделения по данной дисциплине на семинарские занятия отведено 20 часов, на практические — 16 часов.
На семинарских занятиях рассматриваются положения, изложенные в лекционном материале, вопросы, вынесенные для самостоятельного изучения, а также наиболее актуальные экономические проблемы функционирования организаций социально-культурной сферы.
На практических занятиях в процессе деловых игр и решения ситуационных задач формируются умения и навыки, необходимые менеджерам социально-культурной деятельности.
Для проверки уровня знаний предусмотрены письменные контрольные работы по наиболее значимым вопросам.
Самостоятельная работа студентов связана с изучением общих и характерных для Санкт-Петербурга организационно-экономических проблем деятельности предприятий социально-культурной сферы в соответствии со специализациями студентов (туризм, шоу-бизнес, рекламная деятельность и др.).
Планы семинарских занятий
Раздел 1. Теоретические основы экономики социально-культурной сферы
Семинар 1 (2 часа) Состав и структура социально-культурной сферы
1. Понятие и значение социально-культурной сферы, характеристика входящих в нее отраслей.
2. Экономические механизмы функционирования предприятий социально-культурной сферы.
3. Классификации предприятий социально-культурной сферы.
При подготовке к семинару внимание следует обратить на перечень отраслей, входящих в состав социально-культурной сферы, и их динамику, а также на существующие виды классификаторов и методы классификаций предприятий социально-культурной сферы.
Литература
1. Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995.
2. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / И. М. Шейман, Л. И. Якобсон, Л. Д. Демидова и др. М.: Наука, 1995.
3. Морозова Е. Я., Тихонова Э. Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. СПб.: Изд-во Михайлова, 2001. Гл. 1.
4. Управление социальной сферой / Под ред. В. Э. Гордина. СПб.: СПбГУЭФ, 1998.
Семинар 2 (2 часа) Характер продуктов предприятий социально-культурной сферы
1. Материальный продукт и нематериальный продукт, современные подходы к их классификации.
2. Коммерческий продукт и некоммерческий продукт.
3. Понятие основного и вторичного продуктов, дополнительные услуги организаций социально-культурной сферы.
4. Специфика производства и реализации услуг в социально-культурной сфере.
При подготовке к семинару особое внимание следует уделить классификации услуг предприятий социально-культурной сферы, специфике их производства и реализации, а также необходимости и возможности развития вторичных продуктов.
Литература
1. Морозова Е. Я., Тихонова Е. Я. Продукт предприятий социально-культурной сферы как объект исследования // Ученые записки экономического факультета. СПб.: СПбГУП, 1999. Вып. 5.
2. Новотный О., Фишер Г. Экономика культуры. М.: Прогресс, 1987.
3. Управление социальной сферой / Под ред. В. Э. Гордина. СПб.: СПбГУЭФ, 1998.
Семинар 3 (2 часа) Ресурсы организаций социально-культурной сферы
1. Материальные и трудовые ресурсы социально-культурной сферы, динамика развития.
2. Финансовая политика государства в социально-культурной сфере.
3. Бюджетные и внебюджетные каналы формирования ресурсов организаций
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.